Екатерина Насонова, преподаватель курса «Детская йога», рассказывает, как она пришла в йогу, что это изменило в ней, как йоговский подход помогает раскрыть в ребенке таланты и почему на ее занятиях «все можно».

Как ты познакомилась с йогой?

Первое моё занятие йогой состоялось на втором курсе университета, одногруппница позвала меня с собой. Она уже занималась какое-то время. Я же не готовилась, ничего не читала и не слышала о йоге. Занятие проходило в актовом зале детского сада. Его вела барышня, которая нигде не обучалась, просто занималась и решила собрать группу единомышленников. Она ничего не объясняла. Я сонастроилась с пространством и подумала: «Ну, хорошо, разберёмся по ходу дела». Атмосфера была завораживающая, чистая и тёплая: ощущение присутствия детской энергии. Занимались мы среди маленьких стульчиков, а в соседней комнате спали дети. И так вышло, что в итоге я стала преподавателем детского направления.

До этого я более 11 лет занималась спортом: я кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике. Потом мне пришлось покинуть спорт, заняться учёбой: я выбрала гуманитарное направление, лингвистический университет. Я считаю себя увлеченной, творческой личностью. Мне всегда интересно узнавать что-то новое. Так я и оказалась в сфере йоги.

С детства я считала, что у меня есть какие-то сверхспособности. Мне кажется, каждый ребенок чувствует, что он обладает сильно развитой интуицией, более чуткой связью с природой, с людьми, с миром. На йоге я вновь ощутила это состояние. В то время я не продолжила заниматься, потому что так и не поняла, что происходит, а спросить у тренера не решилась. Интересные эмоции, состояние, интересные люди вокруг, но мне хотелось отмотать назад и начать с самого начала. Чтобы мне рассказали, что такое йога, для чего мы встаем в позы и чем я тут, собственно, занимаюсь.

Как ты попала в школу Андрея Лобанова?

Я стала искать студию, куда можно прийти не просто позаниматься йогой от нечего делать, а именно школу. Чтобы меня взяли за руку и провели с 1 до 11 класса, если можно так сказать. Так я вышла на школу йоги Андрея Лобанова. Разница сразу была ощутима. Школа построена таким образом, что есть несколько ступеней, по которым ты плавно проходишь. И даже если ты считаешь себя супер-спортсменом, попасть сразу на высокую ступень не получится.

Моим первым инструктором был Альберт Ягудин. Тот опыт, который я получала на занятиях, не был каким-то загадочным и мистическим. Это были реальные практические знания. Разница с занятиями спортом оказалась огромна: в спорте мы привыкли идти к результату. Да и вообще в жизни. Зачем мне тарелка? – Чтобы есть из неё. Зачем я занимаюсь йогой? Зачем я общаюсь с этим человеком? Всё, что мы делаем, мы делаем ради своей, получается, выгоды. А здесь такой подход не работает.

Мы часто, когда начинаем взрослеть, забываем, кто мы. Теряем себя в своих обязанностях, в том, что от нас ждут: общество, родители и так далее. И через практику я просто вернулась к себе, причем под чутким руководством преподавателей. Этим и отличается школа - отношением. Преподаватель внимателен к каждому и очень осторожно ведет его по практике: по состояниям, возникающим в теле, в уме. Объясняет, что это и откуда, почему это в тебе открылось и что с этим делать. Далее я перешла на следующую ступень, и так продолжались мои занятия.

Но всё равно я находилась в процессе поиска. Хотелось форсировать обстоятельства. Многие меня поймут. Случаются ситуации, когда что-то затягивается, хочется побыстрее получить ответ на свой вопрос. А по-честному нужно просто выдохнуть и подождать. Потому что не все ответы ты готов услышать сразу. И не все ответы нужно слышать сразу.

Как люди приходят на свое первое занятие йогой? Обычно во время какого-то кризиса. Создаются условия, когда ты понимаешь: вот прямо сейчас есть возможность из этого выйти. Или остаться и вариться в этом дальше. И если ты всё-таки выходишь, то качество и уровень жизни меняются. Постоянное ожидание, требование чего-то, потребительское отношение трансформируется. Просто открывается сердце, и ты начинаешь действовать не потому, что так надо или приспичило что-то получить, а просто потому, что любовь в тебе. И всё, что ты делаешь, идёт из сердца.

В спорте, когда ты добиваешься результата, ты понимаешь, что стал лучше. А здесь не нужно добиваться результатов, чтобы чувствовать, что ты меняешься?

Здесь важен процесс. Допустим, человек ставит себе чёткую цель: я хочу того-то. Если по каким-то причинам он этого не добивается, он начинает страдать. Считает, что у него это отняли. Славу, успех, отношения, финансовое благополучие. А йога – это процесс. Тебе ничего не нужно от неё. Ты ничего не хочешь получить. Ты чувствуешь, ты живёшь, дышишь. И всё само собой меняется вокруг тебя, в тебе.

Мы очень часто совершаем действия, о которых потом жалеем. Чувствуем свою вину, и нам кажется, что исправить ничего нельзя. Но исправить можно! Перестать формировать негатив, агрессию. Начать различать: где в тебе эго и где в тебе любовь.

Как развивались твои отношения с йогой дальше?

А дальше инструктор предложил мне пройти авторский курс Андрея Михайловича «Классическая йога. Раджа йога». До этого я ездила по разным семинарам, конференциям, а тут поняла, что можно получить систематизированные знания в одном месте.

На курсе Андрей Михайлович предлагал нам множество инструментов по работе с вниманием, мы много практиковали. Обучение длилось целый год. Я вспоминала своё детство, события, которые оставили на всю жизнь отпечаток. И я захотела работать с детьми, потому что для них это более важно, ценно и актуально, чем для взрослых. Взрослые приходят похудеть, исправить осанку. У детей совсем другие мотивы. Их не приходится переубеждать ни в чем, перенастраивать.

В детстве жизнь из чего складывается? Из впечатлений, которые мы получаем от взаимодействия с людьми. И эти впечатления могут стать как нашими злейшими врагами, так и нашими помощниками-друзьями. Я понимаю все эти процессы и знаю, как сделать детство счастливым. Знаю, как скорректировать психику и эмоции, могу сонастраиваться с детьми, могу их вести.

После окончания курса по раджа-йоге я получила предложение от Андрея Михайловича о работе в «Мирайе» и с радостью его приняла. А спустя еще пару месяцев открылась возможность начать свой курс для инструкторов.

Чему ты учишь на этом курсе?

Необязательно быть психологом или педагогом, чтобы правильно воспитывать детей, чтобы правильно преподносить им какую-то информацию, чтобы просто быть рядом в нужный момент. Этому я обучаю инструкторов. Они погружаются в природу детства, начинают лучше чувствовать детей, лучше разбираться во многих процессах.

Мы часто говорим про любовь, не имея представления, что это такое. Мы привыкли её показывать, доказывать, говорить о ней, но реальное чувство без страха, без привязанности мало кто ощущает. Часто случается так, что ребенок рождается незапланированным либо вопреки желанию кого-то из родителей, и уже в утробе матери он испытывает стресс. Не хватает атмосферы, в которой он может благополучно расти и развиваться. Не хватает любви обоих родителей. Любви внутри семьи.

Я считаю, что на своем курсе даю знания, которые необходимы инструкторам йоги, всем женщинам, специалистам и начинающим работникам в сфере детского развития и творчества. Как чувствовать ребёнка, правильно взаимодействовать, чтобы не подавить, а открыть в нём заложенное природой.

Сейчас в средних школах развивают только два типа интеллекта: логико-математический и вербально-лингвистический, то есть учат писать и считать. А интеллект – это очень объёмная штука, которую линеечкой нельзя измерить. Специалисты по мозгу выделяют 5 типов интеллекта. И все их желательно раскрыть, чтобы понять, к чему ребёнок имеет склонность. Обычно родители отправляют детей в секции по своему усмотрению: мне нравится художественная гимнастика, и я, скорее всего, поведу дочь именно туда, нравится хоккей – значит, на хоккей и так далее. А не правильнее ли дать ребёнку свободу выбора?

В йоге есть и музыка, и работа с телом, и дыхательные техники, и психосаморегуляция. Мы делаем практики на раскрытие интуиции, доверия к партнеру, к коллективу, к пространству. И ребёнок начинает по-другому чувствовать себя. Очень многое получается скорректировать.

У детей часто формируются психосоматические заболевания, из-за того что дети подавлены: им диктуют, что делать, как себя вести. У нас на занятиях йогой нет понятий «плохо» или «хорошо». У нас можно делать всё, потому что ребёнок развивается. Ребёнок свободным себя чувствует, и это здорово.

В детстве очень быстро изменяется организм. Мы понимаем головой, что делать нужно, а тело не слушается, отстаёт, запаздывает. То, что вчера получалось, сегодня приносит боль. И очень хорошо, когда рядом присутствуют люди грамотные, которые понимают, что с этим делать. Чувствуют ребёнка.

 

Вы можете узнать больше о курсе "Детская йога", перейдя по этой ссылке.