Андрей Лобанов
Подвижники, попутчики, поклонники. Шесть типов учеников в школах йоги
За 30 лет существования школы йоги у меня было множество учеников. Одни приходят и уходят, другие - периодически возвращаются, кто-то продолжает путь вместе со мной и сегодня. В этой беседе хочу поделиться наблюдениями и мыслями о том, как формируется пространство школы, и дать некую классификацию типов учеников, основанную на личных наблюдениях.
Школа йоги – это информационное и психологическое пространство, позволяющее ученику сформировать системные знания, навыки и умения в рамках изучаемого направления.
Как и средняя школа, она должна давать базовые знания, в данном случае - в области йоги и психологии взаимодействия с миром, которые помогут ученику ориентироваться в пространстве йоги и в дальнейшем свободно обретать необходимые навыки и, если необходимо, изучать другие направления йоги.
Обычно школа состоит из основателя, задающего ритм и создающего вокруг себя пространство единомышленников, которые принимают предложенное пространство, изучают и творчески его развивают вместе с мастером или самостоятельно, используя базу школы для построения своего пространства.
Школа отличается глубиной и объемом знаний, которые задаются центром – основателем школы, и качеством и профессионализмом в том направлении, которое он представляет.
Ученики и последователи составляют тело школы. Без них нельзя говорить о наличии школы в полной мере.
Учеников можно попытаться разделить по уровню развития и готовности воспринять, изучать и развивать полученные знания. Также очень многое зависит от их духовной зрелости. Причем преданность не является определяющей. Она может быть фанатичной и базироваться на духовной незрелости и психологической ущербности индивида.
Последователем и учеником можно считать того, кто воспринял учение, вобрал его в себя, и осознанно сделал выбор – участвовать в той главной цели, которую ставит мастер, основатель.
И ученик фактически становится партнером, сотоварищем по развитию того дела, которое он принял как свою миссию. Из таких подвижников и состоит тело любой школы. Центр задает направление, энергию, импульс, а тело - подхватывает, развивает, расширяет.
Участвуя и развивая дело школы, ученики-подвижники совершенствуются сами и продвигаются по духовному пути развития.
Есть и другие типы учеников.
Ученики-попутчики – те, кому важна только личная выгода. Они преследуют личные цели, просто используют пространство школы, и берут себе то, что способны взять и приспособить для своих личных целей.
Ученики-самовыродки – те, кто получил знания и навыки, войдя в разного уровня контакт с энергией школы и мастера, через определенное время игнорируют факт обучения в этой школе и создают всевозможные легенды о своем самостоятельном, волшебном пути, в котором наличествуют либо имя какого-нибудь раскрученного гуру, мифическое откровение или выдуманные персонажи, их обучавшие.
Подобные ученики таким поведением закладывают негативную кармическую ситуацию, которая обусловлена их душевными искажениями и духовной ущербностью, что не позволяет им далеко продвигаться на пути развития, пока они не смогут устранить эти препятствия.
Ученики-скороспелки - те, кто изначально обладает некоторыми способностями, быстро схватывает. Вначале, из-за природных данностей, у них получается все легко. Но они не привыкли трудиться, их успехи не имеют цены собственных усилий, и они начинают уступать ученикам-трудягам, которые шаг за шагом осваивают одну ступень за другой, создавая прочный фундамент знаний и собственного развития. Скороспелки, как правило, быстро остывают, и считают, что они всего уже достигли и все поняли, и меняют направление своей деятельности.
Ученики-попрыгунчики – скачут по разным семинарам, именитым учителям, соревнуясь с собой и другими по набору различного вида посвящений, передач, участия в семинарах того или иного знаменитого мастера. Их знания, как правило, сумбурны, поверхностны, у них создается видимость развития в информационной каше, которую они формируют подобным образом практики.
Ученики-поклонники – они быстро впечатляются каким-либо мастером, испытывая оргазмические состояния от мысли о своем гуру. Но проходит время, и наступает разочарование, особенно если они наблюдают своего кумира достаточно близко. Разочарование заканчивается поиском нового кумира.
Я не критикую, а пытаюсь классифицировать явления в российском йога-пространстве. Это просто факты, имеющие место быть. Это может стать информацией для думающих, трезвомыслящих людей, ищущих свою дорогу в духовной жизни. Это далеко не полная классификация типов учеников. Этот список можно продолжить. Если у кого есть размышления и наблюдения на эту тему, поделитесь ими в комментариях.
Комментарии
а зачем нужны такие классификации? статистика? важно передать свои знания тем, кто жаждет их получить, важнее этого нет ничего для преподавателя йоги. и таких людей можно найти и распознать. остальные - не так уж и важны, хотя и таких людей можно зажечь и зажечь надлого и глубоко. все зависит от учителя, хотя и я не раз видела, как люди приходя на первое занятие, еще только вводное, пропадали на следующем; или прозанимались с пол года, решили, что этого достаточно и ушли. хотя в последнем случае они не перестали быть учениками школы. не все могут употреблять духовную мудрость постоянно, кому то нужно время чтобы понять и осознать, если таким людям давать время, они вернутся и с благодарностью продолжат обучение.
Выбирая свой путь в жизни и его реализацию через профессию, человек формирует судьбу, в которой есть ряд ситуаций, содержащих в себе жизненные уроки. Человеку, выбирающему путь учителя йоги как духовного наставника, помогающего людям, у которых есть потребность в освобождении от иллюзий и ограничений, важно самому не иметь иллюзий и идеалистических взглядов на свою деятельность, чтобы максимально эффективно делать свою работу. Важно правильно рассчитать направление своих усилий, чтобы сосредоточив их на тех учениках, которые правильно воспримут, не исказят, передадут и преумножат доверенные им знания.
Поэтому, знание психотипов, психологии учеников необходимо такому учителю. Ибо «много званных, но мало избранных», тех, кому на самом деле можно давать серьезные знания.
На Востоке, да и не только, к подбору учеников относились очень серьезно. Они проходили реальные испытания, проверки, прежде чем их начинали чему-либо учить. Как говорил Иисус, в худые меха не наливают хорошее вино.
Если Вы, как учитель, потратили жизнь на постижение и обретение мастерства в своей профессии, или поиски духа, и это стоило вам реальных усилий, многих лет жизни, то естественно, вы захотите передать свои накопления в надежные, верные руки, чтобы дело вашей жизни не утекло в песок, не было растащено, осквернено недостойными людьми.
Вы говорите, что учитель должен просто транслировать знания всем пришедшим, независимо от того, кто и зачем к нему пришел. Это относится к работе инструктора, преподавателя какой-либо дисциплины, а не к учителю.
Отдельная тема – классификация уровня тех, кто занимается передачей знаний – инструкторов, преподавателей, учителей – на мой взгляд, очень важная для учеников, которые выбирают учителей.
Есть попытка классификации учителей у Авессалома Подводного. Но она не затрагивает сторону психологического и духовного развития самого учителя. Ясность и опыт помогает вставшему на путь учительства серьезно осознать психологические и духовные аспекты этого пути, поможет увидеть ошибки и исправить их, а возможно избежать их, опираясь на опыт других учителей.
Вот для чего нужен анализ и попытка классификации. И это все в каноне классической йоги, которая является путем освобождения от иллюзий. И один её из методов – это трезвый взгляд аналитика, ученого на проблемы, которые ставит жизнь перед практиком.
однако, стоит отметить, что как бы учитель ни старался и не делил учеников на психотипы, индивидуальные занятия для избранных развивают лишь чувство собственной важности у таких учеников...
и еще, о предаче знаний достойным - чтобы этих достойных увидеть и найти, простого их прихода на занятия мало, ведь чтобы таких достойных вычислить, нужно и их пропустить через самую обычную группу, через самые основы йоги, где занимаюся все: и достойные, и не очень. и только потом, спустя годы и годы занятий, можно будет сказать о таких людях, что вот они - достойные этих знаний, достойные передачи мастерства учителя - все это идет через такой же опыт учителя, но никак через простую градацию по психотипам. брилиантов в природе нет, их создает человек из невзрачных камешков - алмазов (при этом и алмаз может быть с дефектом) и только после кропотливой работы (именно работы с алмазом и работы над собой самого мастера, а не теста на психотип) алмаз засверкает.
А подвижники, получается только те кто остаётся в рамках школы? А если к примеру человек не имеет призвания учить других, но уровень школы уже перерос и находит Гуру, скажем, в Индии то он кто "попутчик" или непременно "поклонник". А ещё бывает, что всех кто решил поменять учителя или уже преподаёт сам и не считает необходимым посещать занятия объявляют предателями.
Действительно, в жизни человек в процессе становления проходит через сложные сплетения судьбы, его обстоятельства постоянно ставят перед выбором – как поступить в той или иной ситуации. И во множестве случаев человек отвечает на данный вызов тем духовным багажом, который в нем присутствует на данный момент.
Как правило, все мы заражены психическими вирусами социальных негативных программ – амбициями, жадностью, завистью, тщеславием, и эти состояния играют в наших выборах первую скрипку. Мы совершаем поступки, исходя из этих несовершенств нашей души. Если мы вырастаем и освобождаемся от несовершенств, развиваясь духовно, эти поступки становятся пятнами на нашем пути, за которые нам стыдно. Они гложут нас, и мы пытаемся от них избавиться, забыть, объяснить себе необходимость сделанного выбора. Каждый из нас оставляет за собой подобные следы в жизни, следы неправильных поступков в отношении других людей, особенно близких, что порождает соответствующую карму. Духовность человека проявляется, прежде всего, гармоничными отношениями с окружающими людьми, за которые не стыдно. И уровень духовного развития определяется теми трансформациями, которые человек произвел в своей нравственной, поведенческой, культурной основе. И это выражается в тех мыслях, словах и действиях, которыми человек взаимодействует с людьми и окружающим миром.
Духовный рост не определяется объемом информации, загруженным в память, с помещенными туда философскими идеями, священными текстами, знанием религиозных историй и ритуалов, а именно тем, что он реально произвел в себе и проявляет в повседневной жизни. В том числе, это относится к отношениям с встречающимися ему людьми, несущими свет знаний. И чтобы в дальнейшем не было стыдно за неверное поведение и произведена попытка классификации моделей практиков, вступающих на серьезный путь развития. Очень важно помнить о соблюдении шаучи, чистоты ментальной. Кишечник можно почистить от некачественной пищи, а вот душу от кривого поступка – намного сложнее. И лучше не создавать подобных ситуаций и правильно себя вести. Нет ничего плохого в том, что ученик на периоде поиска набирает знания у разных преподавателей, и знакомится с разными направлениями, чтобы выбрать для себя оптимально подходящее на данном этапе.
Но важно, как это проходит, в каком состоянии осуществляются эти отношения. Речь идет о культуре взаимодействия ученика и встреченного им учителя.
В погоне за знаниями неправильно выстраивая внутренние состояния, мы теряем, а не обретаем. Ведь завтра, если вы встанете на путь учителя, преподавателя, то так заложенная вами карма отношений вашего пути вас догонит, и вы получите всех тех в вашем окружении учеников и отношения с ними, какие вы порождали сами.
Вот зачем я поднял эту тему. Для многих начинающих учительский путь – это пока еще не совсем понятное пространство, так как пока проявляются одни стороны и задачи этой деятельности.
Дело в том, что с переходом из ученика в ранг учителя путь личного учения не прекращается. Духовное развитие переходит в этой новой роли на другой уровень. И здесь есть свои подводные камни и ситуации, которые нужно постоянно решать, правильно реагировать на вызовы судьбы.
Об этом тоже стоит поразмышлять и поделиться соображениями. Тема очень важная для создания здорового йога-сообщества и уже сложившегося в нем слоя инструкторов, преподавателей и учителей.
Если ты - "худые меха", ущербный психически человек - то - и начинать не стоит?
Если человек осознал, что он – «худые меха», в нём есть психическая ущербность, то это уже и есть начало развития, и нужно его продолжать – разобраться, в чём эта психическая ущербность заключается, и искать способы её исправить.
Учителю, к которому пришёл такой человек, необходимо, по возможности, подтягивать этого человека до уровня ученика, способного взять необходимую для его развития практику и знания. Задача учителя – помочь создать мотивацию для этих свершений, которые должны соответствовать возможностям этого человека.
Как-то на одном из уроков Вы сказали, что те ученики, кто когда-то занимались йогой, непременно к ней возвращаются вновь, где бы они ни были. Так получилось и со мной. Несколько лет я занималась у Вас на Алексеевской улице. И эти годы я вспоминаю с большой благодарностью, теплотой и ностальгией. Здесь меня вылечили, здесь научили слышать себя, здесь научили принимать перемены. Но я уехала в Москву, вышла замуж, родила сына, жизнь бурлила, а порой и била по голове. В такие трудные моменты я вспомнила о йоге. Стала искать такую же атмосферу как в Вашей школе, занималась в разных студиях, федерациях, школах йоги, но все не то. Какой-то конвейер без души и понимания, что делаешь, на что направлено упражнение, куда ты движешься, зачем ты завязываешь в узлы свое тело... Столько инструкторов йоги штампуют сегодня, а за этим ничего не стоит. Это просто модно. Ну и ученики получаются нахватанные - побегают по разным школам и мастерам, попробуют разные виды от йоги в бане до йоги в гамаке, на этом все и закончится. Так что спасибо Вам большое сердечное за Вашу школу, за ее энергию.
Спасибо за добрые слова и оценку нашей работы.