Андрей Лобанов
Свободное познание: опыт Джидду Кришнамурти
Продолжая тему свободного, необусловленного познания, поиска оптимального метода обучения и передачи знаний, хочется вернуться к опыту Джидду Кришнамурти.
ЛАМ: При изучении Кришнамурти становится понятно, что он, будучи человеком, достигшим этого состояния, и пытался найти способ его передачи. Он общался с очень многими индийскими просветлёнными, учителями и, надо сказать, довольно плохо относился к разным так называемым святым и йогам, называя их "дрянными людишками из Индии, которые испортили сам дух йоги".
Ученик: Почему?
ЛАМ: Они привлекли в йогу коммерцию, бизнес, раздробили целостную систему йоги на множество направлений, снабдив каждое своей "фишкой", отличающей его от других, и продают западному неискушенному потребителю.
Кришнамурти пытался найти способ открытия канала внутри самого человека. Во время встреч с людьми он говорил, что не является никаким учителем и ничему не учит, что важнее просто вести совместную беседу, как это делают друзья, вместе ставить вопросы, вместе размышлять, вместе искать ответы. Хотя под размышлением он имел в виду не просто обыденное "думанье", а медитативное погружение в объект размышления.
Очень интересно, как он использовал словесные формулировки. С их помощью, через ум, Кришнамурти давал возможность собеседнику выйти в беспредельность, где ум разрушен. Это уникальное явление.
Например, я слушал его беседу с Пупул Джакар, общественным деятелем из Индии. Это была очень начитанная женщина, которая явно готовилась к беседе с ним. Кришнамурти спрашивает, почему, собственно, она хочет с ним побеседовать. Она говорит, что хотела бы задать ряд вопросов, и начинает задавать. И тогда Кришнамурти начинает её спрашивать, что она имеет в виду под тем или иным словом, чтобы, как он говорит, выяснить, общаются ли они на одном языке или на разных. Далее идёт очень долгое обсуждение и прояснение какого-то термина, чтобы друг друга действительно понять. Когда, наконец, это выяснено, начинается работа, которая буквально "сносит мозги". В конечном итоге, когда он её опять спрашивает, хочет ли она задать вопрос, она уже ничего не хочет, потому что в её голове открылась некая бездна, пространство, и ум остановился.
Именно для этого Кришнамурти хотел беседовать с людьми. Однако мало кто из присутствующих его по-настоящему понимал. Это можно видеть на видеозаписи бесед, когда камеру разворачивают в зрительный зал, где присутствуют тысячи людей. Обычно инициативная группа из Франции, Америки, или чаще всего из Швейцарии (ему там больше всего нравилось) собирала аудиторию и приглашала Кришнамурти провести беседу. В Швейцарии, например, ставили большие шатры, где собиралась огромная аудитория со всего мира. Там в течение 5-7 дней по несколько часов в день Кришнамурти беседовал с людьми. Затрагивались разные темы: об осознании, о человеке и т.д. Так вот, когда камера показывает зрительный зал, видно, что во многих глазах совсем нет понимания, а кто-то даже откровенно спит. И Кришнамурти, этот старый по нашим меркам человек (он прожил более 90 лет!), имел очень активное сознание и живой ум, и работу, в которую нужно было включаться во время бесед с ним, не могли выдержать намного более молодые и крепкие люди, чем он, и, слушая его, засыпали.
Я и сам, когда в советское время начинал его слушать, поначалу воспринимал с большим трудом. Потому что очень сложно выстроить в сознании принципиально иную конструкцию, чем была наработана за всю жизнь. Сейчас информация стала намного доступнее, многие люди сделали прорыв через различные фиксированные понятия и многие вещи стали очевидны. Но в то время путь к пониманию был непростым.
Кришнамурти взывал к пришедшим к нему людям, чтобы они проснулись, проявили активность, подумали, сделали какой-то шаг, а не просто сидели бы и спали. Он хотел пробудить людей. И некоторые смогли подхватить это. Хотя тоже в весьма специфичной форме. Появился ряд духовных лидеров, внимательно изучивших его книги и подражающих ему. В настоящее время даже есть некий его "двойник", исполняющий пародию на Кришнамурти, этакую бизнес-пародию, хотя и очень упрощённую. Кришнамурти не стремился к пиару и не старался "раскрутить" себя, поэтому о нём сейчас знают немногие. Однако подобные двойники известны широкой публике, которой не с чем сравнивать…
В Америки и Англии есть Фонд Кришнамурти, но он тоже не занимается активной деятельностью. Обладая всеми правами на авторское наследие Кришнамурти, он, тем не менее, не пытается широко распространить его учение. Может, это правильно, а, может, и нет… В 1993 году мы приглашали к нам директора Английского Фонда на первую встречу с наследием Кришнамурти в России. Она проходила в течение 5 дней, и в первый день собрался полный зал, но к концу осталось лишь человек 40, те, кто занимался у меня. Директор Фонда не смог донести до нашей публики ни идей, ни содержания учения Кришнамурти, даже толком не сумел рассказать о нём самом.
А вы сами слышали о Кришнамурти? В своё время его готовили стать мировым учителем, давали ему специальное образование и воспитание, чтобы он сумел исполнить эту роль. Вокруг него был создан большой закрытый Орден с огромными финансовыми средствами, замками и примерно 60 тысячами членов. В него входили многие богатые и влиятельные люди со всего мира. Кришнамурти обладал огромным влиянием и положением, которого сейчас многие хотели бы добиться и к которому стремятся всеми правдами и неправдами. Но, как человек честный и откровенный, он увидел, к чему ведёт вся деятельность этой организации и его почитание учениками. И однажды он сделал значительный, хотя и неожиданный для всех шаг: он распустил этот Орден. И сказал, что отказывается быть золотой птицей в клетке, что истина – это нехоженая земля, и только каждый сам своими усилиями может её открыть. Никакие религии, учителя, системы и Ордена не помогут в этом.
В его речи по случаю роспуска организации прозвучала главная тема: "Истина – это страна без дорог". Он понял, что главная задача – воспитывать людей необусловленных. И начал заниматься образованием. Он создал школу, которая до сих пор существует в Англии. Это частное учебное заведение от Английского Фонда. Они набирают студентов и готовят их к вузам по специальным программам. Школа стремится воспитать человека, не просто подготовив его к какой-то профессии (хотя это тоже одна из целей, и их выпускники становятся студентами престижных мировых университетов), но и развив в нём состояние необусловленности, научив восприятию мира в целостности. Темы тишины, медитации, постижения мира не только в меркантильном аспекте, но и ради всеобщей пользы и т.п. – такие темы присутствуют в её образовательных программах. Хотя, говорят, это движение тоже постепенно приходит к упадку в связи с тем, что там появляются новые люди, которые, внося своё понимание, отклоняются от заданного Кришнамурти курса.
В чистом виде с учением Кришнамурти можно познакомиться в его книгах или записях, переведённых на русский язык, благодаря чему напрямую войти с ним во взаимодействие. Когда вместе с ним вы включаетесь в обсуждение той или иной темы, происходит очень интересный процесс внутренней деятельности. Даже если вам непонятна какая-то тема на данный момент, тем не менее, семена постепенно прорастают, и однажды приходит понимание.
В процессе беседы Кришнамурти всегда старался подтянуть собеседника на уровень понимания выше, чем тот, где он находится. И делал он это осознанно, избегая метода "я – учитель (начальник), ты – дурак", "я знаю – ты не знаешь".
Как-то в беседе с профессором одного американского вуза, специалистом по востоку, астрологии и т.п., был поднят вопрос, как Кришнамурти решал бы проблему общения преподавателя с учениками. И тот ответил, что он просто приходил бы к ученикам и говорил: "Я такой же, как вы, живу в том же мире, что и вы, мой ум так же обусловлен. Давайте вместе ставить вопросы, которые есть у каждого в жизни, вместе будем их обсуждать и пытаться найти решение". И такая беседа становится уже не обусловленным, а творческим действием, заставляющим человека задуматься и попытаться разорвать сети, в которые он сам себя поймал, выйти за эти созданные пределы. На это профессор отвечал, что однажды он попытался сделать именно так, и тот урок, где не он, а студенты выступили как учителя, был очень интересным, принёс множество озарений и для самого учителя, он смог узнать тогда гораздо больше, чем во время обычных уроков.
Комментарии
комметарий что это