Андрей Лобанов
Свят. Свят?
Сегодняшняя беседа посвящена понятию, которое мы часто используем, говоря об известных духовных лидерах, мастерах, религиозных деятелях, но не всегда ясно представляем себе их значение и смысл, который в них вкладываем. Речь идет о понятии "святости". О том, что такое "святость", "святой" - следующая беседа Андрея Лобанова с учениками.
ЛАМ: Давайте поразмышляем над тем, кто такой "святой". Как вы думаете?
Ученики: Человек, рядом с которым ощущаешь гармонию…
ЛАМ: То есть кто-то, кто создает гармонию… А если еще глубже посмотреть? Если взять психологическую сторону этого, то какие параметры, какие критерии святого можно было бы определить? Ваши требования к святому? (смеется)
Ученики: Человек, соединившийся со своим истинным я.
ЛАМ: Поставьте себя на это место – кого бы вы сделали святым, почему, зачем… Для чего он нужен - святой?
Ученики: Из-за недоверия… Так проще, когда есть святой…
ЛАМ: Проще… Итак, получается, святой – это образ, кем-то придуманный или кем-то утверждённый, который почему-то нам нужен. Святой получается неким идеалом, которым мы сами не являемся и которым хотим быть. Мы проецируем этот образ на какого-то отдельного человека и называем его святым. А потом поклоняемся ему и пытаемся быть на него похожим. Все это относится к одному из видов вритти – воображению, то есть это формирование в себе некоего представления о том, каким должен быть святой. Здесь и наблюдаемый, и наблюдатель друг от друга зависят. Если вы посчитали меня святым, то, естественно, ждёте от меня каких-то определённых действий. И если я соглашаюсь с этой ролью, то мне необходимо соответствовать тому, что вы от меня хотите. Тут, фактически, получается двоякая ложь. Один сфантазировал, придумав для себя образ, а другой пытается играть, поддерживая эту линию.
А что тогда такое воплощение зла, так называемый дьявол – то есть обратная сторона святости?
Ученики: Нам обычно говорят, что если мы не будем следовать определенным правилам или заповедям, то попадем в ад и будем такими же как, он…
ЛАМ:То есть это тоже образ, находящийся в наших представлениях, это желание видеть объект таким или иным. Подобные ограничения создают мир двух полюсов, то есть мир, где есть плюс и минус. И, что интересно, и плюс, и минус одинаково опасны для среднего человека. И святой, и дьявол должны находиться от нас на приличном расстоянии, приближаться к ним очень опасно. Опасно именно с точки зрения разрушения собственных представлений о них. Поэтому чем дальше святой, тем в большей степени мы ощущаем, что получаем от него пользу. Но как только он приближается, с ним нужно учиться взаимодействовать. А во взаимодействии начинают раскрываться какие-то реальные качества и той, и другой стороны: и того, кто играет роль святого, и того, кто признаёт его святость.
Теперь вопрос, касающийся духовных опытов. Меняет ли что-то в человеке, например, достижение самадхи, делает ли человека святым или каким-то особенным переживание неких духовных состояний?
Ученики: Нет, не делает.
ЛАМ: Однако случается, что после переживания некоего транса человек объявляет себя особенным и начинает торговать этим. Самадхи – это всего лишь технология, это метод взаимодействия с реальностью. Оно может привести к определённому просветлению, реализации, хотя слово "просветление" уже настолько затёрто, что мне не хотелось бы его в данном случае использовать. И насчёт "самореализации" – тоже вопрос непростой. Мы можем реализоваться сами для себя по многим параметрам. Это зависит от планки, которую мы себе ставим. Например, реализоваться в зарабатывании денег и т.п.
Мне думается, эквивалентом слова "святой" может служить слово "мудрый". Мудрый человек более адекватен с точки зрения взаимодействия с реальностью. Это человек, который накопил некий жизненный опыт, и этот опыт является не просто фантастическим представлением, а реальным переживанием, реальным знанием о мире, устройстве этого мира, природе человека и т.д. Все эти знания он применяет к реалиям настоящего, видя и их иллюзорность, и одновременно другую их сторону. Такое многогранное восприятие действительности и можно, наверное, назвать мудростью.
Человек, не имеющий мудрости, видит всё в одной плоскости, в одной программе. Он вызубрил по каким-то источникам, как устроен мир, представил себе его картинку, и потом пытается натянуть её на всё окружающее. Он словно смотрит на мир в плоском варианте, сортируя: "это плохо, а это хорошо", "это правильно, а это неправильно", «это я люблю, а это не люблю". В этом как раз и проявляется двойственность, которая присутствует в том самом носителе, который использует ум как систему принятия и взаимодействия с реальностью.
Приведу пример. В Москве на входе одного из известных эзотерических магазинов находится доска, где вывешивают различные объявления, планы мероприятий и др. Однажды я зашёл туда и увидел такое объявление: "Сегодня, в такое-то время, я получил просветление. Вместе со мной получила просветление моя жена. Теперь мы можем обучать этому других. Приходите – мы вас научим". Примерно такой текст. Мне было забавно и смешно. Но многие люди на это "ведутся".
Комментарии