1 Кешава Шутц – мастер йоги из Германии, один из основателей сети Yoga Vidya, с которой наша академия сотрудничает второй год. В своем интервью Кешава рассказал нам, откуда в йоге шесть путей, зачем петь мантры и как йога может навредить.

Кешава Шутц практикует йогу уже 36 лет, и его усердие достойно восхищения: в первые два года он посвящал этому по 6 часов в день! С 1997 по 2003 он по большей части занимался Кундалини-йогой в традиции Свами Вишнудэвананда, каждый день с 3 часов до 6, а с 7 до 12 – карма-йогой. С 2004 года Кешава практикует все пути.

 

Вы представляете школу YogaVidya. Каковы особенности йоги в этой школе?

Стиль Yoga Vidya – это практика, которая широко распространена по всему миру. Этот стиль был изобретен учителями древности, имена которых хорошо известны: Патанджали, Шанкарачарья, Свами Шивананда и Свами Вишнудэвананда. Эта практика описана в древних манускриптах. Мастера следовали этим инструкциям и получали свой собственный опыт, который затем разделили с нами. Стиль Yoga Vidya – это йога для здоровья тела и сознания.

Ваш семинар называется "Шесть путей йоги". Что вы предлагаете: выбрать один из этих путей, наиболее подходящий конкретному человеку? Или каждый должен практиковать все шесть путей?

Сначала я расскажу об этих шести путях. Вместе они называются "интегральной йогой" Свами Шивананды. Он говорил о четырех путях: джняна-, бхакти-, карма- и раджа-йоге. Почему они существуют? Потому что все люди разные: у одного развиты интеллектуальные способности, у другого – сострадание, третий любит помогать и бескорыстно трудиться. В Yoga Vidya мы даем эти четыре пути, а также хатха- и кундалини-йогу.

Заниматься йогой означает постоянно наблюдать и быть осознанным. Если вы практикуете хатха-йогу, вы одновременно практикуете и все остальные пути. Но если вы не знаете о других путях йоги, вы делаете это полуосознанно.

Мастера всех ветвей йоги учат нас практиковать йогу и вне коврика. Быть безусловно счастливым, с открытым сердцем (бхакти-йога), отдавать всё, что имеешь (карма-йога), ежемоментно оставаться осознанным (джняна-йога), быть в настоящем (раджа-йога), наблюдать за своим дыханием (кундалини-йога), быть расслабленным (хатха-йога).

Вы можете представить свою жизнь без йоги? Какой бы она была? Что йога дала вам или отняла?

Вся жизнь – это йога, невозможно представить жизнь без йоги. Йога означает осознанность. Пока ты неосознан, действует карма, и она подталкивает человека к большей ясности в жизни, но это тяжёлый путь, который лежит через страдания.

Йога же даёт счастье, здоровье и, что самое ценное, понимание, что всё в мире взаимосвязано.

Йога ничего не отнимает. Нужно только ждать, когда она появится в твоей жизни и обогатит ее. Йога "пришла" ко мне так же, как и мой учитель Свами Шивананда, в нужное время. Невозможно найти своего мастера. Мастер найдет тебя, когда ты будешь готов: он появится и поведёт тебя, пока ты не обретёшь способность идти по своей дорожке сам, в одиночку.

В России мантры не очень популярны. Но на вашем семинаре они включены в программу каждого дня. Каков эффект мантры, зачем их петь?

По-моему, русские любят петь и танцевать. Я сам знаю многих русских, которым нравится петь мантры. Если вы практикуете хатха-йогу, очень важно петь мантры, иначе прана не будет двигаться правильно. Воздействие йоги не ограничено физическим телом. Йога работает и за его пределами, в пранической оболочке, которая является частью астрального тела, и вибрации мантр легко проникают в него. Поэтому мантра помогает стать и оставаться здоровым.

Еще одна причина петь мантру "Ом" – то, что она приводит ум к цельности и концентрации, что необходимо для начала урока йоги. Все ученики "издают" одну и ту же вибрацию.

Мантра исцеляет. Если вы "впускаете" мантру в своё сознание, начинается процесс исцеления. Это доказано на примере множества занимающихся.

Может ли йога нанести вред? Если да, то как?

Йога – это инструмент. Если вы практикуете неправильно, тогда это может навредить вам. Для начинающих очень важны два момента: первое – выполнять асаны под руководством опытного учителя, второе – читать книги. Нужно задавать вопросы, рефлексировать, оценивать своё состояние. Настоящий преподаватель знает, как практиковать йогу для тела, для дыхания, для ума: это асана, пранаяма, релаксация, позитивное мышление (яма и нияма) и саттвическая пища.

Йога может быть опасной, если ученик не уважает и не соблюдает все эти вещи. Также опасно, если он хочет быстрее продвинуться вперед и игнорирует ограничения своего тела.

Ваш семинар "Шесть путей йоги" - для кого он? Для преподавателей? Для опытных практиков? Может ли человек, ни разу не бывший на уроке йоги, прийти к вам?

Этот семинар – об основах интегральной йоги Свами Шивананды. Прийти на него может любой, не только преподаватель. Но то, как наш семинар пойдет, во многом зависит от учеников, от их опыта. Когда я пришел в Yoga Vidya 20 лет назад, я не был новичком, но я стал заниматься как в первый раз. Сегодня за моими плечами – 36 лет йоги, но я все еще новичок. Мастера говорят нам: "Ты должен учиться везде и всегда".

Что люди получат от этого семинара, какие навыки или знания?

Этот семинар даст понимание интегральной йоги в традиции Свами Шивананды. Он может стать первым шагом для тех, кто хочет пройти тренинг и стать преподавателем по системе Yoga Vidya в традиции Шивананды.

Новички сразу почувствуют эффект йоги. Они реально ощутят, что все системы тела взаимосвязаны: мышцы, сердце, желудок, кишечник, печень, нервы, кровеносные сосуды… И то же самое произойдет с сознанием и душой.

На первом же занятии они получат опыт взаимодействия со своим телом, которое наполнится легкостью, силой, энергией. Ум станет более сконцентрированным. В течение последующих дней семинара их практика и опыт будут углубляться, и в конце они смогут поделиться  своими впечатлениями со мной, и я дам советы и рекомендации по практике и образу жизни, по решению их личных проблем.

 

Узнать больше о семинаре и записаться вы можете по этой ссылке.