ENG  РУС

Андрей Лобанов

This is some blog description about this site

Техника принятия внутреннего и внешнего пространства

Многие говорят о необходимости принимать себя таким, какой есть, повторяют, что "принятие – ключ ко всему", "просто примите себя". Все это верно, но так ли это просто и, главное, как именно это сделать и как этому научиться?

Состояние принятия себя и мира можно получить с помощью техники, которая базируется на управлении вниманием и умом.

В йоге техника принятия внешнего и внутреннего пространств используется в качестве настройки, подготовки к практике и создания уравновешенного состояния, но также помогает научиться принимать себя и окружающий мир без оценок, осуждения и искажений.

Техника не сложная, но и не простая – её освоение, как и любое реальное развитие, потребует усилий и внутренней работы, особенно если пока не сформирован навык управления вниманием.

Предлагаем вашему вниманию вариант техники, описанный в третьем издании книги Андрея Лобанова "Учебник классической йоги и йоготерапии. I-II ступени".

Техника принятия внутреннего и внешнего пространства

Прежде чем заниматься пранаямой, необходимо уравновесить внешнее и внутреннее пространства, создать правильный настрой на практику и активизировать волевой центр как источник активного внимания, главный инструмент действия, необходимый для управления праной.

Первый уровень – принятие внешнего пространства.

Часто во время практики наши органы чувств начинают реагировать на внешние факторы – шумы, звуки, запахи и другие проявления внешней среды, которые отвлекают от практики, мешают сосредоточиться, вызывают цепочку размышлений, мыслеобразов, ассоциаций, и в результате уводят от практики на мысли, воспоминания или негативные психические реакции на раздражители из окружающего мира.

Техника принятия позволяет снять негативное влияние внешней среды, чтобы она не мешала нам практиковать. Суть техники заключается в том, чтобы воспринимать проявления внешней реальности без распознавания, формирования образов, оценок и эмоционального отношения.

Второй уровень – принятие своего внутреннего состояния, отслеживание проявлений в физическом теле, фоновом эмоциональном состоянии и ментальном пространстве. Это может быть напряжение или дискомфорт в теле, мысли и переживания, связанные с теми или иными жизненными событиями, проблемами, отношениями, впечатлениями от прошедшего дня, которые также отвлекают и не дают сосредоточиться.

Здесь также большая роль отводится активному вниманию, которое взаимодействует с этими измерениями системы человека и проводит коррекцию дисбалансных состояний, если они присутствуют.

С какого пространства начинать практику принятия - внешнего или внутреннего, определяйте в зависимости от доминирующих факторов. Если слишком много отвлечений извне – начинайте работать с внешним пространством, если преобладают внутренние факторы (беспокойство, раздражение, эмоциональное возбуждение – неважно, положительное или отрицательное) – приведите в равновесие в первую очередь свои физические, психические и ментальные структуры.

Итог практики - формирование уравновешенного, активного волевого центра, объединяющего эти пространства в единое целое, принятие реальности, внешней и внутренней, как она есть, без оценок, интерпретаций, эмоциональной окраски, искажений, которые привносит ум.

Выполнять технику принятия можно в положении лёжа, стоя или сидя со скрещенными ногами, в зависимости от того, какая практика за ней последует. Если это будет пранаяма в медитативной позе со скрещенными ногами, то и практику принятия выполняйте в этом же положении.

Принятие внешнего пространства

Начнём с принятия внешнего пространства. Оно состоит из пяти стадий. Первые четыре посвящены работе с каналами восприятия информации – слуховым, зрительным, тактильным и обонятельным, а пятая – созданию общего пространства восприятия.

Сядьте в удобную позу и расположитесь в ней максимально комфортно. Разместите руки и ноги так, чтобы они вам не мешали и не создавали дополнительного дискомфорта и отвлечений.

Выделите первый канал восприятия – слуховой.

Если вы находитесь в шумном месте или помещении, в которое проникают различные звуки извне, необходимо уравновесить ваше внутреннее взаимодействие с этим пространством на уровне вибрационных звуковых форм.

Переместите внимание на окружающие звуки. Слушайте их, стараясь не распознавать, не давать пищу уму. Когда вы начинаете размышлять, вы начинаете искать источник, с которым этот звук связан, и затем выдаёте свою реакцию, как правило, отрицательную: "Слишком громко, зачем они там кричат, зачем говорят, зачем разъездились…". Именно это нужно уравновешивать.

Отмечайте с помощью различения свою реакцию на звуки, будь то раздражение или интерес, затем осознавайте и прекращайте распознавание звуков и спровоцированную ими мыслительную деятельность, переводя внимание на сам звук как на вибрацию.

Старайтесь отделить звук от его интерпретации в своём уме, тогда он становится просто звуком, вибрацией в пространстве. Вы его не называете, он просто присутствует в некоем объёме. Далее выделите фон, в котором эти звуки присутствуют. Фон – это то, откуда исходит звук, это состояние тишины. То, что существует между звуками, – это тишина. И из этой тишины звуки рождаются, появляются, разворачиваются и исчезают.

Наблюдайте, как звуки возникают из тишины и затем растворяются в ней. Постепенно переводите внимание на пространство тишины как фон. Вас интересует не столько звук, сколько тишина сама по себе. И тогда звуки перестают воздействовать на вас, потому что вы утверждаетесь в фоновом состоянии тишины, и вибрации вашего ума отвечают на вибрацию тишины. А звуки уходят, растворяются, потому что вы не подпитываете их своим вниманием.

Аналогичная работа проводится со зрительным каналом, с закрытыми или открытыми глазами.

Переведите внимание на зрительный ряд. Если у вас открыты глаза – это будут окружающие объекты, если закрыты – зрительные образы, которые возникают на сетчатке.

Первая реакция, как правило, это распознавание, интерес к объектам, которые мы видим, и мыслительный процесс, который эти объекты запускают в нашем уме: оценки, размышления, анализ.

Когда вы это распознаёте в себе эти движения ума, остаются только объекты и зрительные образы без этих определений. Разверните внимание на плоскость пространства, на фоновый экран, где эти картинки существуют. Постепенно этот фон становится объёмным, и образы растворяются в объёме. Остается только ваш интерес к пространству.

Те же действия совершайте с тактильными ощущениями, с тактильным пространством. Когда вы находитесь в той или иной позе, рецепторы также фиксируют определенные мышечные состояния. Вы ощущаете точки соприкосновения вашего тела с полом, давление от одежды и другие тактильные проявления, которые наш ум также регистрирует, распознаёт и начинает ментальную деятельность с оценкой этих ощущений: нравится - не нравится, больно - неприятно, удобно – неудобно, надоело, устал, и так далее. И если вы включаетесь в размышления, то запускаете механизм отвлечения. Приостанавливайте мыслительный процесс, переводя внимание сначала на какое-то наиболее выраженное ощущение, затем на другие ощущения. Распространите внимание на наиболее активно проявленные зоны в пространстве вашего тела, тем самым создавая некую фоновую среду, в которой эти ощущения объединяются в своеобразную чувственную картину ощущений.

Следующий этап - запахи. Если мы находимся в помещении с резкими или неприятными запахами, они также воздействуют на рецепторы, и мы начинаем их интерпретировать, распознавать и оценивать, включаясь в деятельность ума: пахнет тем-то, что-то не так, что с этим делать, и так далее. Наблюдая за движением своего ума, различайте, когда вы вовлекаетесь в размышления, и прекращайте этот процесс. Почувствуйте запах просто как запах. Он существует в определенном фоне. Постепенно мы охватывайте своим вниманием не отдельный резкий запах, а гамму запахов, которая затем складывается в пространственный объём обонятельных ощущений. Удерживайте внимание не столько на запахах, сколько на пространстве, в котором они проявляются.

Таким образом вы создаёте единый объём, который включает все эти осознанные пространства внешнего мира, и формируете целостное уравновешенное восприятие, в котором нет отвлечений ума на внешние раздражители.

Примите это внешнее измерение и начинайте погружаться внутрь, используя технику внутреннего принятия.

Принятие внутреннего пространства

Наблюдайте за дыханием, вдохом и выдохом, фиксируя внешние ощущения от воздуха в области носа. Направьте внимание на ощущения в ноздрях – движение воздуха, давление, щекотание в области слизистой оболочки носа.

Почувствуйте, как воздух проходит через носоглотку, направьте внимание на мышцы, участвующие в дыхании, на раскрытие и сжатие лёгких, весь дыхательный аппарат. Появляются реальные ощущения, которые становятся опорой для вашего внимания. Удерживайте эти ощущения, а затем распространяйте их на всё тело. Внимание переходит на более широкую область, чем органы дыхательной системы, и физиологическое дыхание переходит в психическое. Этот переход происходит тогда, когда мы перемещаем внимание вслед за дыханием. Используйте эффект расширения, который появляется при вдохе, для распространения внимания на всё тело.

Почувствуйте своё тело как единое, целостное пространство, отмечая зоны дискомфорта, расслабления и другие ощущения, которые в нём проявляются. Не анализируйте их, не пытайтесь понять, почему они возникли, просто осознавайте. Разверните внимание на всё пространство тела, не выделяя отдельных зон и сегментов, создавая целостный объём ощущений, который уравновешивается и принимается при использовании этого объёмного внимания.

Затем переместите внимание на эмоциональный фон, на то эмоциональное состояние, которое присутствует у вас в данный момент: покой, радость, или наоборот, беспокойство, уныние, дискомфорт, страх. Осознайте своё фоновое эмоциональное состояние, также не пытаясь его проанализировать, объяснить, почему вы так себя ощущаете, принимайте его как данность.

Переведите внимание в следующее измерение - ментальное. Понаблюдайте за движением мыслей, образов в ментальном пространстве, на неком внутреннем экране. Осознавайте движение мыслей, как они рождаются и исчезают, проявляются и пропадают. Затем, когда вы начинаете различать одну, вторую и последующие мысли, начните осознавать пространство, в котором эти мысли возникают, двигаются, исчезают. У вас появляется состояние пустотного пространства, когда ваше внимание уже не цепляется за мысли и образы, они плавно перемещаются в фон. Присутствуйте в этом пустом объёмном пространстве. Оно не становится пустым сразу, сначала в нём есть какие-то тени плавающих мыслей, образов, но вам интересно само пространство. В итоге возникает состояние ментального объёма.

Попробуйте удержаться в этом состоянии, когда мысли скользят на заднем плане, но вы сосредоточены на самом пространстве. Вам интересно присутствовать в этой пустоте, тишине. Это то, что можно назвать состоянием ниродха, когда постепенно пропадают все образы и мысли.

Длительное пребывание в этом состоянии приводит к объединению всех пространств, созданию целостного пространства вокруг единого активного волевого центра, из которого исходит внимание-воля. Этот центр проявляется, когда мы начинаем произносить слово "Я", "Я есьм" "Я есть воля". Состояние центра может возникнуть в какой-либо точке нашего тела – голова, грудь, живот, или ощущаться всем пространством. С развитием локализация волевого центра может меняться, перемещаясь в сердечный центр.

Из книги Андрея Лобанова "Учебник классической йоги и йоготерапии. I-II ступени", третье издание.

Смотрите также:

Медитация мира. Рекомендации к практике.
Асана как метод самоисследования и развития
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
19.02.2018
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

+7 (831) 433-01-82

+7 (831) 433-21-54

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

603005, Россия,
Нижний Новгород
ул. Алексеевская, 41
НА КАРТЕ

 

 

Записаться на обучение

Заказать звонок

Онлайн консультация

 

ПОДПИСАТЬСЯ
НА РАССЫЛКУ НОВОСТЕЙ