ENG  РУС

Андрей Лобанов

This is some blog description about this site

Учитель йоги: 4 уровня мастерства

Как определить уровень развития и профессионализма учителя йоги? По каким критериям его оценивать?

Предлагаю свою классификацию, основанную на моем понимании того, что является развитием и признаком мастерства.

А как вы определяете, является ли человек профессионалом, мастером? На что опираетесь в своих оценках? Поделитесь в комментариях!

 

Как обычно происходит развитие человека? Человек формирует для себя точку опоры, от которой он отталкивается в своих действиях, оценках, стремлениях. Проще всего взять за эту точку какую-то общепринятую идею - научную, философскую, религиозную. И в рамках этой идеи выстраивать направление своего развития.

Но любая идея ограничена, так как имеет свои рамки и не охватывает всего бытия, а лишь отражает ту или иную грань реальности, и потому не может дать истинного знания действительности. Та или иная идея присутствует лишь в части ментального пространства, но внимание человека, как правило, полностью направлено на неё, целиком заполняя экран восприятия, что создает иллюзию полноты. В результате человек действует, исходя из ограниченных, иллюзорных представлений о мире, и поэтому его действия не могут быть адекватными действительности.

Содержательный уровень идей может сильно отличаться. Мы меняем идеи, отказываемся от одних и принимаем другие, тем самым создавая ощущение изменения, развития. Но, как я уже говорил, по определению любая идея - лишь одна из граней жизни, и не может претендовать на всю полноту восприятия мира и являться истиной. Поэтому следование идеям не является истинным развитием. К развитию можно относить те устремления и действия, которые ведут к единению с полнотой и целостностью восприятия. А вместить полное может только такое же полное, а не часть.

Ментальное пространство – это пространство, заполненное идеями, часть многоуровневой структуры человека.

Пространство духа – это мир, охватывающий всю полноту, истину. Познание истины осуществляется через особый инструмент восприятия, и он не должен быть частью, ограничением, а должен быть способным соединяться с действительностью (целым, единым). Целое состоит из частей, но эти части едины в восприятии. Развитие духовного механизма восприятия и исходящего из него взаимодействия можно считать наиболее высоким уровнем развития человека, так как оно позволяет ему соединиться с единым миром и соответствовать этому Единому (быть подобным ему).

На основе этого понимания я предлагаю градацию учителей – носителей знания о развитии человека. Уровень понимания реальности, которым обладает учитель, определяет ступень знания, которую он способен передать ученикам. Мерой уровня развития учителя является достижение целостности и единства, которое может проявиться только у человека, свободного от различных форм ограничений, в том числе ментальных (следование тем или иным идеям).

Инструктор

Инструктор – это человек, который изучил стиль, направление той ли иной школы, имеющей свою специфическую задачу, и соответствующую систему физических или психофизических упражнений. Он обучает тех, чьим потребностям отвечает эта система. От мастерства передачи этой конкретной системы зависит профессионализм инструктора. Умение правильно, интересно подать материал, владение темой и серьезное погружение в практику являются важными качествами профессионального инструктора. Психологическая составляющая - еще один критерий оценки инструктора. Насколько он душевный человек, как он относится к людям - жестко или мягко, тоже говорит о его профессиональных качествах.

Преподаватель

У преподавателя объём знаний больше, он более глубокое владеет теорией, у него больше личного опыта. В преподавании он использует знания, полученные в процессе личной практики, а не просто транслирует изученную систему. Из психологических качеств и личной заинтересованности в передаче знаний складывается уровень преподавателя. Также он профессионально подходит к методологии преподавания, ему уже важно не только что преподавать, но еще и как. Его интересует наиболее эффективный способ передачи знаний. В этом заключается мастерство преподавателя.

Идейный учитель

Выбор и личное погружение в ту или иную идею определяет направление учительства. То, насколько глубоко и искренне погружен в свою идею учитель, определяет насколько адекватно и точно он транслировать её тем, кто в ней заинтересован. От информационного уровня, глобальной значимости идеи, масштабности вопросов, которые она охватывает, также зависит многое. Чем тоньше, выше информационный порядок идеи, тем меньшему количеству людей она будет понятна и резонансна.
Между представителями идей, близких по уровню и кругу вопросов, могут развиваться конфликты, так как они делят общее информационное пространство и людей, которые в нём участвуют. Порожденный подобными разделениями на идейных последователей конфликт присутствует в мире этих учителей – представителей того или иного идейного пространства.
Мастерство идейного учителя заключается в способности использовать свою харизму и привлекать людей в мир своей идей, убеждений, верований.

Духовный учитель

Тот, кто помогает преодолеть все ограничения на пути к своей целостности и восприятию единства мира и себя с ним. Создавая у людей потребность выйти из рабства страхов и других зависимостей, порожденной несовершенствами агрессивности, конфликтности, разделённости, такой учитель, не навязывая никаких идей, помогает созреть духовным структурам человека и применить их для освобождения от разного рода заблуждений и иллюзий. По этим признакам можно определить духовного учителя. Методы пробуждения людей у таких учителей могут быть разные, и не всегда они доставляют удовольствие ученикам, так как у мастера стоит задача разрушить железобетонный каркас привычных представлений человека о самом себе и мире, чтобы увидел себя и мир в реальном свете, без темных или розовых очков, через которые обычно люди смотрят на мир.

В данном контексте йога является духовной наукой и технологией освобождения от разных форм зависимостей. Быть йогом, практиковать и обучать йоге – значит демонстрировать не столько асаны и дыхательные упражнения, сколько то, как человек преобразовал свой внутренний мир - от каких ограничений он сумел освободиться и какие усилия приложил для трансформации своей низшей природы, страхов, зависти, амбиций, жажды власти, жадности, тщеславия, агрессивности.

Очень важно для того, кто занимается преподаванием, понять и оценить себя и место, которое он занимает на данном этапе своего развития, не пытаться в угоду своим амбициям претендовать на тот уровень, которому он пока не соответствует, а честно и добросовестно отработать тот отрезок жизни в своем реальном качестве. Именно это и является залогом духовного и профессионального развития преподавателя, позволяющим ему естественным образом перейти на следующую ступень мастерства.

Об образовании в сфере йоги
Что такое развитие?
 

Комментарии

Гость - Полина в 13.05.2014 14:39

Полностью сонласна с этим.

Полностью сонласна с этим.
Гость - Михаил в 17.01.2015 12:49

Йога~это лишь один из множества путей, ведущих к духовному развитию и слиянию с источником и, соответственно, если душа человека зовет его и он взращивает свой дух, если у него есть духовный наставник, не обязательно йог, то его путь также может привести к той цели, для которой мы сюда и приходим, йога это очень хорошо, но люди почему~то воспринимают ее чаще как физкультуру, и когда чтото получается, это начинает раздувать эго, возможно это как раз изза вышеописанной проблеммы "недуховности" преподавателей

Йога~это лишь один из множества путей, ведущих к духовному развитию и слиянию с источником и, соответственно, если душа человека зовет его и он взращивает свой дух, если у него есть духовный наставник, не обязательно йог, то его путь также может привести к той цели, для которой мы сюда и приходим, йога это очень хорошо, но люди почему~то воспринимают ее чаще как физкультуру, и когда чтото получается, это начинает раздувать эго, возможно это как раз изза вышеописанной проблеммы "недуховности" преподавателей
Гость - Михаил в 17.01.2015 12:49

Йога~это лишь один из множества путей, ведущих к духовному развитию и слиянию с источником и, соответственно, если душа человека зовет его и он взращивает свой дух, если у него есть духовный наставник, не обязательно йог, то его путь также может привести к той цели, для которой мы сюда и приходим, йога это очень хорошо, но люди почему~то воспринимают ее чаще как физкультуру, и когда чтото получается, это начинает раздувать эго, возможно это как раз изза вышеописанной проблеммы "недуховности" преподавателей

Йога~это лишь один из множества путей, ведущих к духовному развитию и слиянию с источником и, соответственно, если душа человека зовет его и он взращивает свой дух, если у него есть духовный наставник, не обязательно йог, то его путь также может привести к той цели, для которой мы сюда и приходим, йога это очень хорошо, но люди почему~то воспринимают ее чаще как физкультуру, и когда чтото получается, это начинает раздувать эго, возможно это как раз изза вышеописанной проблеммы "недуховности" преподавателей
Гость - Алиса в 07.01.2016 01:29

Опираюсь на интуицию.Когда преподаватель дает испытанное на себе,каждое его слово пропитано какой-то силой.

Опираюсь на интуицию.Когда преподаватель дает испытанное на себе,каждое его слово пропитано какой-то силой.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
19.02.2018
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

+7 (831) 433-01-82

+7 (831) 433-21-54

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

603005, Россия,
Нижний Новгород
ул. Алексеевская, 41
НА КАРТЕ

 

 

Записаться на обучение

Заказать звонок

Онлайн консультация

 

ПОДПИСАТЬСЯ
НА РАССЫЛКУ НОВОСТЕЙ