"Йога-сутры" Патанджали. Йога читта-вритти-ниродха.
"Йога-Сутры" Патанджали - самый авторитетный труд по йоге, в сжатой форме описывающий суть и технологию йоги. Представляем вашему вниманию материал по второй сутре - "Йога-читта-вритти-ниродха", составленный Андреем Лобановым на основе комментариев И.К.Таймни.
"Йога читта-вритти-ниродха" - это одна из основополагающих сутр трактата, определяющая суть йоги. Смысл, заложенный в этих словах, составляет основу философии и практики йоги как системы и как состояния. Правильное понимание этого смысла открывается с годами регулярной практики йоги, изучения и осмысления трактата сутр.
Сутра начинается со слова "йога". В санскрите это слово имеет множество значений. Оно происходит от корня Yuj (Юдж), его основной смысл – "соединяться", и этот смысл проходит через все значения этого слова.
Йога как система имеет свою собственную философию, в которой присутствуют фундаментальные понятия мироздания. Согласно философии йоги, в человеке присутствует индивидуальная душа, или Дживатма, как проявление мировой души, Параматмы (Действительность), которая является первоисточником явленного мироздания. По сути, Дживатма и Параматма являются неделимыми, и составляют Единое. Индивидуальная душа проходит круг развития в явленном мире, после чего соединяется с Действительностью в сознании человека. Состояние единения этой пары в сознании, а также умственный процесс и практическая технология, через которую это единение достигается, называется йогой.
Второе слово сутры – читта. Это слово - производное от "читт". Согласно йогическим философским представлениям, "читт" - вторая из трех составляющих Действительности - сат-читт-ананда. Сат – бытие, самодостаточность, читт - сознание, ананда – блаженство, не зависящее от внешнего мира. Индивидуальная душа, как часть Единого, также обладает частью сат-чит-ананды. Таким образом, человек представляет собой самодостаточное существо, обладающее сознанием и находящееся в состоянии блаженства, которое является для него естественным и не зависит от внешних событий и явлений.
В индивидуальной душе (Дживатме) читт реализуется как читта, посредством которой Дживатма проявляет свой индивидуальный мир, живет и развивается до состояния готовности соединения с Параматмой. В современном психологическом понимании читта может приблизительно соответствовать понятию «сознание – разум». Но на самом деле, читта имеет более широкое значение и поле деятельности. Читта – это среда, через которую все слои явленного мира проявляют сознательность, тогда как деятельность сознания-разума в современной психологии ограничивается мышлением, чувствованием и волеизъявлением. Неверно также будет рассматривать читту как материальную среду, которая принимает различные формы при реализации умственной деятельности. Природа читты в основе своей есть дух–сознательность, в обычном понимании лишенная материальности, но связанная с ней особым образом. И с этой позиции читту можно характеризовать как производное духа и материи (Пуруши и Пракрити). Читта подобна неосязаемому экрану, который проецирует в явленный мир (Пракрити) свет сознательности (Пуруша). Истинная тайна природы читты находится в источнике явленного мира (Пракрити), и постижение ее возможно по достижении состояния Просветления.
Третье слово – вритти. Вритти – значит "быть", "существовать", "способ существования", "функциональное состояние", "модификация". Функциональное состояние – это одно из возможных видов деятельности сознания. Вибрации, возникшие в каком-то носителе, могут производить какие-либо читта-вритти. Хотя вибрации и читта-вритти и связаны друг с другом, это разные вещи. Читта-вритти - не умственный образ, хотя с ним связан.
Читта-вритти разбита у Патанджали на пять родов, которые соответствуют пяти видам деятельности и основным состояниям, в которых может находиться сознание. Это пять функциональных состояний низшего ума, хорошо знакомые обычному человеку: верное знание, неверное знание, воображение, сон, память.
По классификации Патанджали вритти делятся по двум признакам: по чувствам, на болезненные и безболезненные (приятные и неприятные), и по характеру пратьяйя (содержимое сознания носителя, "семя"), производимого в нашем уме.
Рассмотрим первый раздел классификации - воздействие вритти на наши чувства. Всякий опыт, затрагивающий наши чувства, производит реакцию, которая базируется на отношение нашего низшего "я" к этому опыту. Опыт, как кажется человеческому "я", может быть неприятным или приятным. Но, согласно теории Клес (философии, рассматривающей причины страданий), все состояния ума, которые вызывают в нас разные чувства, как приятные, так и неприятные, относятся к болезненным. Есть категория нейтральных состояний, которые не производят в уме ни приятных, ни неприятных ощущений, и представляют собой простые чувственные восприятия. Например, деревья в парке на прогулке, если у нас с ними не связаны какие-то воспоминания. Эти восприятия и являются безболезненными.
В соответствии с философией Клес, на которой базируется философия йоги, всякий опыт, приятный или неприятный, в действительности для людей, развивших в себе способность различения, т.е. способность видеть двойственную природу вещей и явлений, становится болезненным, так как эти люди не ослеплены иллюзиями, покрывающими явленный мир. Невежество, незнание, обусловленное иллюзиями, заставляет обычных людей относиться положительно к опыту, вызывающие приятные ощущения, не видя в них потенциальный источник боли, страдания, и стремиться к этим опытам и ощущениям. Память наполнена иллюзиями об удовольствии от обретения чего-то, будь то вещь, отношения, деньги, власть, признание и тому подобное. Всеми силами люди стремятся к обретению вожделенного, и, получив искомое, сталкиваются с оборотной стороной этих явлений, которая приносит разочарование, напряжение, в итоге боль и страдания. Благодаря практике йоги, люди, развившие в себе способность различения, видят в любом чувственном опыте потенциальное страдание. Любой опыт, задевающий наши чувства, таким образом, относится к болезненному, так как он порождает Рага и Двешу (привязанности). Того, кто поднялся над Рага-Двешой, зовут Витарагами.
По второму признаку деления читта-вритти, связанному с характером Пратьяйи, производимой в читте, устанавливается, что всякий наш опыт в царстве сознания состоит из функциональных состояний и ничего более. И пять видов вритти по классификации являются этими функциональными состояниями сознания: верное знание, неверное знание, воображение, сон, память.
Последнее слово – "ниродха" - обозначает "сдержанный", "управляемый", "остановленный". Эти значения применимы к различным ступеням йоги. На первых начальных ступенях крийя-йоги происходит сдерживание читта-вритти, на ступенях дхарана и дхьяна появляется возможность управлять своим сознанием, на ступенях Сабиджа Самадхи происходит подавление "семян" в Санпражната Самадхи, и на ступени Нирбиджа Самадхи происходит полное подавление и прекращение всех функциональных состояний читта-вритти и выход из царства Пракрити в мир Действительности. При достижении этого йог утверждается в своей истинной природе (Сварупа), что является Самоосуществлением. В своем просветлении йог познает истину, лежащую в основе всех вещей и явлений. Но это лишь часть истины, Дрисьяма, т.е. часть видимого, но не Драшта – природа зрящего. Познать Драшту можно, практикуя Нирбиджа Самадхи, а не в состояниях Самадхи типа Ританбхара (правильное несение истины).
В случаях, когда читта-вритти не сдерживается, т.е. не находится в состоянии Ниродха, и Драшта (зрящий) не утвердился в своей Сварупе, он (Драшта) уподобляется тому конкретному функциональному состоянию, которое занимает поле сознательности в этот момент, т.е. происходит соединение, слияние сознания с функциональным состоянием ума. Функциональные состояния ума (читта-вритти) могут угаснуть через практику Пара-Вайрагью, в результате развития Ишвара-пранидханы (преданность Ишваре, как Высшей Душе, не имеющей ограничений низшего "я"), а также через практику Самадхи, что ведет к просветлению и освобождению.
Итак, сознание (ум) является полем сражения йога, в нем проявляются пять функциональных состояний сознания, и чтобы выйти из-под их власти, необходимо пройти важные стадии развития, предваряющие состояние йоги. Прежде всего, это выяснение истинной природы страдания или того, что нас удерживает в круге сансарического бытия (причинно-следственного закона). Это требует глубокого погружения в философию Клес (причин страдания). С пониманием этой философии возникает устойчивая мотивация для занятия практикой йоги. Эта мотивация создает необходимую энергию усилия для достижения и утверждения состояния Ниродха. Эти усилия, ведущие к достижению трансцендентного состояния, в котором все читта-вритти угасли и явлен свет Действительности, носят название Абхьяса.
За историю развития человечества было разработано множество психотехник, приводящих к достижению этой цели. Патанджали обобщает эти способы и разделяет их на два основных раздела: практика (психотехнические упражнения для достижения состояния йоги) и взращивание состояния непривязанности (Вайрагья) к проявлениям возникающих читта-вритти.
В систему Патанджали включено восемь видов практики, поэтому ее называют Аштанга-йога, т.е. йога восьми ветвей. Помимо этого пути существуют и другие системы йоги, которые используют свои методы для реализации состояния йоги.
В систему Аштанга-йоги Патанджали включил наиболее важные и действенные виды практик, которые выстроены в систему ступеней или шагов восхождения к состоянию йоги. Это восемь анг: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьна, самадхи. Йога как наука является постоянно развивающимся экспериментальным учением, и учителя-практики, идя путем исследования и эксперимента, открывают новые методики и психотехники. Каждый учитель йоги, следующий общим принципам йоги и методам какой-то традиционной школы, придает им личный оттенок и вводит свои собственные наработки в эту традицию, передавая ее своим ученикам. Общий совет начинающему йогу - придерживаться видов практики той школы, к которой он принадлежит, выбрав ее с учетом своих нужд и темперамента.