Андрей Лобанов

This is some blog description about this site

Медитация. Основные ошибки в практике.

Некоторые учителя йоги из "физкультурных" пространств начинают осваивать психические измерения. Одних к этому подталкивает внутренний поиск, других - ученики, которые почитывают соответствующую литературу, поглядывают в интернет, и хотят большего, чем ориентированные на физическое развитие упражнения.

Поэтому инструкторам, чтобы не ударить в грязь лицом, приходится набираться знаний о методах психического развития. И далеко не всегда они ищут эти знания в заслуживающих доверия источниках.

 

Некорректная работа с областью психического чревата серьезными проблемами. Эта область требует основательной подготовки и личного опыта преподавателя, прежде чем он возьмется обучать психотехникам своих учеников.

Одна из самых известных техник, особенно востребованных среди практиков – медитация, и именно с ней связано множество мифов и искаженных представлений.

Об основных ошибках и отвлечениях, с которыми сталкивается практик на разных стадиях освоения медитативных техник, я расскажу в этой статье.

Но сначала определимся с тем, что такое медитация.

 

Медитация – одна из стадий глубокого сосредоточения, наряду с концентрацией и самадхи. Это одна из форм взаимодействия, которая позволяет познавать тот или иной объект и управлять им. В классической йоге на первом этапе объектом сосредоточения и медитативного исследования является система человека и её отдельные структуры – физическое, праническое, ментальное пространства. В дальнейшем это может быть любой другой объект.

Первая стадия сосредоточения – концентрация - начинается с привлечения внимания к объекту. Во время концентрации подавляются все  другие стимулы и отвлечения, внимание полностью направлено на интересующий объект. Концентрация может быть результатом как осознанного волевого акта, так и естественного, всепоглощающего интереса или потребности, которая создает направленность внимания.

Когда состояние устойчивой концентрации достигнуто, она переходит в следующую стадию – медитацию - спонтанный процесс слияния с объектом. При этом сохраняется разделение между объектом и наблюдателем, у практикующего остаётся ощущение "Я - наблюдатель". Медитацию можно описать словесной формулой "Я есмь то".

Третья стадия глубокого сосредоточения – самадхи, во время которой, в отличие от медитации, наблюдатель отсутствует, и происходит полное слияние с объектом. Состояние самадхи описывается словами "Я есмь".

Во время освоения медитативных техник каждый сталкивается с внутренними процессами, которые отвлекают от сути и часто становятся серьёзным препятствием в практике. Вот самые распространённые из них.

 

Образы

Когда практик принимает неподвижную позу для медитации, успокаивает тело и закрывает глаза, перед его внутренним взором возникают различные картинки, образы, мысли, источником которых является память. Происходит это потому, что внутренний экран освобождается от внешних впечатлений, и как следствие, начинает проявляться внутренняя активность памяти. Образы и картинки могут быть очень яркими, красочными, зрелищными и объемными. Часто они кажутся истинными, но, по сути, являются продуктами функционального ума – склейкой из памяти, эго-ожиданий, амбиций и воображения.

Хотя эти образы - лишь проекция памяти и плод пассивного воображения, некий «внутренний телевизор», многие принимают их за достижения в практике медитации. Если практик наполняет эти образы какой-то идейностью, придаёт им особую значимость, важность, что происходит довольно часто, то они сформируют у него ложное представление о себе - гипертрофированное чувство собственной значимости, эгоцентричности, самовозвеличивание, отличия от других. Хотя это просто зависимость от внутренних образов "телевизора" и личностными, эгоцентричными интерпретациями.

Здесь важно понять и практиковать принцип вайрагьи – научиться не привязываться к результатам и психическим эффектам практики. Отношение к этим образам должно быть нейтральным, не стоит придавать им значения и пытаться их интерпретировать.

У некоторых на начальном этапе практики возникает совершенно другой опыт – возникают подавленные подсознательные образы негативного характера – информация, сохраненная в вытесненной области памяти. Это область памяти, недоступная произвольному проявлению информации при обращении к ней. Эти "файлы" скрыты для активного сознания.

Часто эти болезненные проявления пугают практика. Иногда они трансформируются в символические образы, имеющие негативную окраску. Практика медитации способствует выходу вытесненной информации из подсознания в область сознания, и она начинает проявляться в повседневной жизни человека, окрашивая её в соответствующие тона и состояния.

В этом случае важно на время прекратить попытки медитационных погружений и сначала разобраться со своими психологическими проблемами. Возможно, лучшим выходом здесь будет пройти курс личной консультации у психолога или психотерапевта.

 

"Ложное самадхи"

Еще одно состояние, которое часто ошибочно принимают за медитативное, - впадение в оцепенение, отупение, ступор. Мыслей вроде нет, но нет и психической активности и возможности совершать действия в этом состоянии. Это состояние «ложного самадхи». Здесь важно обрести активный центр сознания, который может быть спроецирован в какую-либо зону физического тела. Важно поддерживать активность этого центра и не впадать в состояние отупения. Состояние активности – это не размышление или формирование образов. Это психическая активность без проявленной деятельности ума.

Во всех медитативных практиках необходимо использовать психические инструменты, которые предварительно нужно в себе развить. Это способность к различению и управление вниманием-волей, а также непривязанность и умение сбрасывать впечатления от полученного в результате практики опыта. Без них практиковать медитативные погружения чревато.

Эти инструменты можно развить различными способами, посредством традиционных или авторских методов.

 

Состояние блажества

Одна из форм зависимости, которая возникает у многих практиков – это зависимость от состояния блаженства, которое возникает при длительном сосредоточении. Состояние блаженства является естественным фоном, присутствующим в любой системе (объекте). Когда практик соединяется с этим фоном во время медитации, он переживает это состояние и проявляет его в себе.   

Это как персик, который имеет сладкую мякоть, окружающую центр – семя. Главным является семя, но нас привлекает мякоть, а семя мы выбрасываем. Поэтому, практикуя медитацию, часто практики увлекаются фоном, а не сутью. И достижение состояния блаженства является для них критерием продвижения в практике. Это состояние может служить критерием на определённом этапе, но если оно становится самоцелью, то превращается в препятствие. Блаженство – это один из эффектов практики медитации, поэтому здесь также важно практиковать непривязанность, чтобы пройти за фон и соединиться с действительностью.

 

*  *  *

Как я уже говорил, на первом этапе с помощью медитативных погружений практик изучает и познаёт свои структуры, учится взаимодействовать с ними и управлять ими. Лишь после овладения навыками адекватного взаимодействия со своими структурами можно переходить к взаимодействию с другими системами, существующими во вселенной.

Тем, кто попадает в зависимость от картинок, необходимо больше развивать в себе различение и непривязанность к тому, что видится на внутреннем экране. Западение, отождествление с видимым приводит к смещению реальности в сторону иллюзорных картинок и их интерпретаций. Интерпретации, направленные, как правило, в сторону создания собственно избранности, могут привести к глубокой перестройке личности, вплоть до психических расстройств.

Прежде чем заниматься медитацией, важно проработать психические комплексы, освободиться от детских психоблоков, психических зависимостей, развить трезвость и критичность восприятия – важные качества в работе с психической сферой.

А также здесь важны навыки первой и второй ветвей йоги – яма и нияма.

Нельзя выходить в пространство вне индивидуальной системы, если нет готовности, уверенности в себе, не проработаны зависимости, нет целостности индивидуального "я", воли, собранной в центр, независимости, бесстрашия.

В противном случае, попадая на неизвестную информационную волну и взаимодействуя с ней, практик может попасть в зависимость от неё и от стоящих за ней сил.

Эта зависимость, к которой приводит незрелость души, слабость человека, может проявляться в служении этим силам, исполнении чужой воли.

Духовная зрелость и устранение душевных изъянов позволяют обрести целостность и независимость, и на равных взаимодействовать с разными формами сознания, присутствующими во вселенной.

Тогда медитативное взаимодействие становится методом познания других систем, что позволяет человеку развиваться.

 

Смотрите также:

Бессмертие, сиддхи, нирвана: цели йоги, которые ни...
Об образовании в сфере йоги
 

Комментарии

Гость - Anna в 19.11.2014 18:56

грамотное, глубокое, доступное объяснение! чувствуется за словами реальный опыт автора.
благодарю!

грамотное, глубокое, доступное объяснение! чувствуется за словами реальный опыт автора. благодарю!
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
19.04.2024
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.