Андрей Лобанов
Об образовании в сфере йоги
В связи с большой популярностью йоги появилась потребность в преподавателях, которые могли бы вести занятия в разных клубах, фитнес и йога-центрах. Для того, чтобы такие специалисты появились, их нужно правильно обучать. Предложений о сертификационных курсах подготовки преподавателей становится все больше и больше.
Давайте попробуем разобраться и понять, дают ли эти курсы необходимую подготовку, какова ценность выдаваемых ими документов, каково правовое положение йоги как сферы профессиональной деятельности в России и как в существующих условиях должен быть организован процесс подготовки преподавателей и специалистов.
Правовое поле: кто имеет право обучать преподавателей йоги?
Подготовка специалистов в той или иной области, в том числе – йоге, в нашей стране регламентируется законом об образовании. В сфере йоги профессиональное сообщество только формируется, и такой специальности как инструктор йоги в государственном реестре профессий пока нет. Поэтому, в соответствии с законом об образовании, такой вид деятельности как обучение инструкторов, преподавателей йоги осуществляется в рамках дополнительного образования для взрослых. Для того, чтобы обучать преподавателей йоги, необходимо получить государственную лицензию на образовательную деятельность и образовательные программы, по которым будет проводиться обучение.
Сразу скажу, что в России такую лицензию имеют 2-3 школы йоги.
Лицензирование - довольно непростая процедура, как, собственно всё, что касается взаимодействия с чиновничьим аппаратом. Плюс, для получения лицензии необходимы разработанная образовательная программа, методическая база (пособия, литература), подготовленные специалисты, материальная база.
Йога-центров и школ, у которых всё это есть, - единицы.
Не имея возможности получить лицензию, некоторые организации идут "в обход" - примыкают к уже существующим государственным образовательным учреждениям, профиль деятельности которых может считаться близким к йоге, - как правило, к кафедрам физического воспитания и спорта в вузах.
"Присоседившись" к кафедрам, имеющим лицензию на программы по физкультуре и спорту, эти организации заявляют, что выдают будущим инструкторам йоги документ государственного образца.
В этом, конечно, есть доля лукавства. Унифицированной госпрограммы по подготовке преподавателей йоги нет. Но на кафедрах есть утвержденные курсы и программы, по которым эти кафедры работают. И к их программам дополнительно приписывают часы практики йоги. Так получают "документ государственного образца", хотя гослицензии на программы по йоге у этих кафедр нет и быть не может – её можно получить только в формате дополнительного образования.
Образование, осуществляемое через подобные схемы, - это, как правило, халтура для сотрудников кафедр, которые подрабатывают, добавляя свои часы к йога-курсам. При этом, как правило, сами они не имеют достаточных знаний по этой специальности. Курс йоги ведется сторонними инструкторами, приглашенными на небольшое количество часов. Для таких инструкторов, не имеющих права выдавать документы об образовании – это лазейка, позволяющая придать не обладающим никакой юридической силой сертификатам хоть какой-то статус.
Множество "сертификационных курсов" сейчас проводится общественными организациями или частными лицами по собственным программам, которые не имеют надлежащего образовательного статуса.
Некоторые общественные организации называют себя федерациями, ассоциациями, альянсами. В представлении обывателей из-за этих названий данные организации приобретают солидность сродни государственному учреждению. На самом деле таких организаций может быть создано множество, и слова "федерация", "ассоциация" и т.п. говорят лишь о том, что группа людей решила объединиться в общественную организацию для решения интересных для этой группы целей и задач.
Некоторые, говоря о сертификационных курсах, заявляют о принадлежности к международному йога-альянсу, проведению обучения по его стандартам и выдаче его сертификата. Что такое йога-альянс и что у него за стандарты?
Йога-альянс - это общественная организация, созданная в США группой людей, которые захотели хоть как-то упорядочить хаос, царящий в современном йога-пространстве, пытаясь собрать разные стили, направления и школы в одну организацию и тем самым придать им статус принадлежности к мировому йога-сообществу. Это чисто западный подход – попытка управлять йога-пространством, поэтому неудивительно, что эта идея родилась в США.
Альянсом предлагается образовательный минимум в 200 часов. В программу обязательно должны войти анатомия и физиология, философия, практика йоги, методология преподавания, образ жизни йога, и другие разделы, отражающие западные подходы к обучению йоге.
Проводя курсы подготовки инструкторов, организаторы, ссылаясь на заявленные 200 часов по йога-альянсу, обычно укладываются в двух- или трехнедельные курсы. Но за это время мало чему можно научиться, так как для качественного обучения необходима длительная самостоятельная работа по закреплению полученных знаний, обретению навыков и опыта. По опыту, качественного специалиста подготовить за один год постоянного обучения не так-то просто. Что говорить о двухнедельных курсах – это профанация в чистом виде.
Но ситуация устраивает всех – и преподавателей, и учеников. На курсах пропускная способность и денежная масса растет, а ученики за месяц получают вожделенные сертификаты. Однако профессиональная подготовка при этом очень страдает.
Сертификат йога-альянса также, как и сертификаты частных лиц, не имеющих лицензию на образовательную деятельность, не признан и не утвержден министерствами образования РФ, поэтому также не является правовым документом об образовании.
Как сертификация преподавателей организована в Индии?
Различные направления и школы традиционно были собраны в религиозные ордена, созданные во времена Шанкары, и после него. И они явно не входят в йога-альянс.
Со временем, на появление йога-ажиотажа, повышение спроса на индийских мастеров индусы ответили предложением - созданием организаций, называющих себя международным альянсом, советом, ассоциацией, институтом, выдающих "сертификат международного образца", которых сейчас в Индии великое множество.
Причем, для того, чтобы получить сертификат, иногда вовсе не обязательно учиться – можно просто купить его долларов за сто, а то и меньше. Индия – страна бедная, поэтому её жители возможности заработать не упускают.
О выдаваемых документах: что даёт сертификат?
Приставку "сертификационный" к названию своего курса подготовки преподавателей добавляют все, кому не лень, и все обращают внимание на то, что по окончании обучения выдается сертификат – мол, это вам не хухры-мухры, все серьезно.
Что такое сертификат с точки зрения закона об образовании? Что он даёт, и кто имеет право его выдавать? Какие документы об образовании имеют силу?
Согласно действующему закону об образовании, по окончании обучения, прохождении того или иного курса, в зависимости от количества академических часов, выдаются следующие документы:
- диплом – выдается в случае, если программа обучения рассчитана на 550 часов и больше, и даёт право преподавания.
- удостоверение – выдается в случае, если программа обучения более 200 часов, и даёт право преподавания.
- свидетельство – выдается по окончании курсов повышения квалификации (не менее 80 часов) как документ, подтверждающий квалификацию.
В документах указываются дисциплины, пройденные по курсу, сдача экзаменов и присвоение специальности.
К этим базовым документам прилагаются сертификаты, подтверждающие квалификацию. Сертификат имеет ограниченный срок действия, и чтобы его продлить, необходимо пройти курс повышения квалификации.
Выдавать дипломы, удостоверения и свидетельства могут организации, имеющие лицензию минобразования.
Сертификат, выдаваемый по окончании курса продолжительностью менее 80 часов организацией, не имеющей лицензии на образовательную деятельность, – лишь подтверждение того, что человек был на том или ином курсе, семинаре, прослушал материал. Такой сертификат не даёт права преподавания. Сертификатов может быть сколько угодно, но преподавателем они никого не сделают.
Ценность имеет диплом, удостоверение, свидетельство, а сертификат, по сути дела, красивая бумажка на стенку, которая может, разве что, потешить самолюбие.
Работодатель должен требовать настоящий документ об образовании и руководствоваться им в приеме на работу.
О качестве образования
Сертификация – вопрос важный, но гораздо важнее – содержание образовательных курсов и качество подготовки преподавателей.
Глядя на программы большинства курсов и их преподавательский состав, можно увидеть очередной образовательный пробел.
Как правило, в списке заявленных преподавателей курса собраны «йога-звезды», преуспевшие каждый в своём направлении, а также индийские мастера со своими учениями, представляющие каждый свою традицию, которых в Индии множество. Возникает вопрос – что за знания получат студенты, обучаясь на таком курсе? Обрывки из кундалини, аштанга-йоги, йоги Айенгара, индийских традиций и других направлений.
Все стили и школы очень отличаются друг от друга по технике, подходам и многому другому. Программы, построенные подобным образом, не способствуют системному, целостному базовому образованию, которое может дать обучение в одной школе, имеющей целостную систему.
"Солянка" из отечественных и западных звезд и индийских мастеров – это круто для фестивалей и тусовок, а не для образовательного процесса, не для студента, который не знает основ и не имеет собственного опыта.
Более целесообразно начинать обучаться по одной школе, взяв ее за основу личной практики, а затем изучать другие направления и стили йоги, имея уже сформировавшийся собственный опыт.
При выборе преподавателя также стоит обращать внимание не только на опыт ведения групп и личные достижения, а прежде всего, на опыт подготовки профессиональных преподавателей.
Но в первую очередь, важно понять, чего вы хотите от образования - красочную бумажку с обилием известных фамилий и индийских слов, или реальные знания, помогающие обрести здоровье и основу для развития, и квалификацию, подтвержденную документом об образовании?
Комментарии
Спасибо большое за информацию!)
Зачет!!!!
Андрей, здравствуйте! Скажите пожалуйста слышали ли Вы, о таком титуле: Bharat Yoga Samrat (Indian Yoga King)? И соответственно о награждающих им организациях: Jointly awarded by 'Indian Yoga Federation' and 'Patanjali Yoga Peeth'? И второй: Champion of Champions (Champion of meet), awarded by Government of Pondicherry, India International Yoga Festival? Есть ли такие в реальности и какого они уровня? А то учредить соревнование и назваться чемпионом не так уж сложно, а вот какого качества обучение получу, вот это важно! Поэтому пожалуйста если можете и обладаете такими знаниями, ответьте на мой вопрос. Буду Вам очень признателен, ибо не хочу нарваться на какого либо мошенника!
Здравствуйте, Валерий. Лично я не знаком с этим мастером. Просмотрел информацию о нём в интернете, видимо, так же как и вы. По тому разбросу и набору всевозможных регалий, складывается впечатление, что человек очень заинтересован в раскручивании себя как в России, так и в мире. Факт его присутствия и участия на разных мероприятиях выдается как его достижение, что у меня вызывает большие сомнения в его профессиональных достоинствах. Смущают титулы «чемпион», что не вяжется с йогой как наукой о здоровье и развитии человека, что в принципе не вяжется с соревнованием и чемпионством. Опять же, образовательные стандарты, которые присутствуют в России, не всегда соответствуют индийским и другим стандартам. Можно познакомиться с этим мастером как с еще одним представителем многочисленных направлений индийской йоги, но в качестве базового образования в йоге, на мой взгляд, лучше искать системную российскую методику, если есть желание профессионально заниматься преподаванием йоги в нашей стране.
Вы правы, что сейчас идет экспансия индийской йоги в российское пространство, появляется много учителей, которые заинтересованы в учениках, и как правило, то, что они дают, не является качественным образовательным продуктом, подходящим для россиян. Для многих индусов йога становится бизнесом, в котором все способы продвижения хороши.
Поэтому надо быть бдительным и трезво подходить к выбору учителей. Критерием выбора может стать четкое понимание собственных целей – для чего вы хотите изучать и практиковать йогу. Понимая свои цели, Вам проще будет выбрать как учителя, так и направление йоги.
Здравствуйте, Большое спасибо за информацию. У меня напрашивается вопрос: существует ли вообще где-нибудь в мире организация, которая имеет юридическое право выдавать сертификаты преподавателя по йоге? Хотя бы в той стране, в которой она иих выдает?
Андрей, слышали ли вы что либо про организацию oum.ru, которую создал Андрей Верба? я хотела пройти препод курс у них, но теперь сомневаюсь в качестве знаний, что я у них получу и в серьезности сертификата, что они выдают. В целом, мне интересно ваше мнение об этом клубе, более подробно и ясно свои сомнения по поводу них выразить пока к сожалению не могу.
С Андреем Вербой и его школой не знаком, не могу оценить качество знаний, которые он даёт. Лицензия на преподавание йоги у них, судя по всему, есть, значит и сертификат, который они выдают по этой лицензии, легален. Но к йога-альянсу он отношения не имеет. Вообще, как я писал в блоге, сертификаты федераций и альянсов юридической силы не имеют, так как это общественные организации, учредить которые может фактически каждый. Вступать в них или нет - личный выбор каждого. Главное - стать специалистом.
А еще:
"Сразу скажу, что в России такую лицензию имеют 2-3 школы йоги."
можете рассказать что это за школы?
На момент публикации блога, кроме нашей академии, государственная лицензия на преподавании йоги действительно была у 2 или 3 школ, у Калининградского института йоги Игоря Полтавцева, например. Сейчас ситуация изменилась, их стало больше - Московский институт йоги, Институт традиционных систем оздоровления Сергея Агапкина, наверняка есть и другие. Обращайте внимание на опыт преподавания, методику, системность обучения, знания, которые даются на курсе. Как устроен образовательный процесс, как проходит обучение - это семинар или полноценный курс, формы контроля знаний в процессе и по итогам обучения. Смотрите на количество часов, как они распределены, что включает программа. Часто большая часть часов отведена на так называемое "самостоятельное обучение", а реально обучение составляет небольшое количество часов. Какой документ выдается - сертификат это или удостоверение, или диплом. Определитесь, что вам важно, каковы ваши цели, тогда будет проще сделать выбор.
В статье упущено, что йога бывает с ориентацией в основном на внешние методики, техники связанные с телом, что чаще всего распространено, и йога внутренняя, связанная с внутренним опытом, не имеющим связи с телом, с формами. Например, Бхакти-йога или Карма-йога или Джана-йога во втором случае. Хатха как пример первого случая. Сертифицировать то, что НЕ имеет форму и является на 100% опытом души, сознания - абсурд. Но именно внутренние йоги являются сердцевиной йогической практики вообще. Это все нельзя забывать при анализе ситуации. Всегда нужно оговаривать четко чему вы обучаете и со скромностью объяснять ситуацию тем, кого вы обучаете... Внутренний опыт, возникающий при занятиях с телом - это опыт связанный с телом. Не более... Только когда вы в практике доходите до Ямы и Ниямы - только с этого момента начинается именно внутренний опыт, а не опыт тела...
В основе системы обучения в нашей академии лежит методика классической йоги, включающая всё 8 ветвей абхъясы. В нашем варианте она и практически, и теоретически представляют собой чёткую и понятную систему подачи материала, который разбит на ступени. На начальных этапах методика решает задачи оздоровления, освобождения людей от таких зависимостей как болезни и другие немощи (нехватка энергии и пр.). В эту ступень входят методы, составляющие 4 ветви абхъясы: яма, нияма, асана и пранаяма. В освоение этой практики заложены методы внутренней работы с управлением вниманием, психологические и психические техники, методы, позволяющие наладить адекватное взаимодействие с собой и миром. В работе с телом мы исходим из знаний о строении человека и механизмов его функционирования как многоуровневой целостной системы, имеющей взаимозависимые отношения между всеми структурами. В нашей методике работа в асане не является только внешней технологией. Через взаимодействие с физической структурой формируется опыт взаимодействия с тонкими измерениями системы человека. Эти внутренние технологии носят универсальный характер. Им мы обучаем на следующем этапе в курсе, который носит название «Раджа-йога». Знания, предоставленные на этом курсе, позволяют обрести навыки познания своих психических и ментальных измерений и взаимодействия с ними. Эти две большие ступени и включает в себя классическая йога. И поэтому разделения на бхакти-, карма- и джнани-йогу у нас нет.
Курс йоготерапии венчает программу, и это более широкий курс, чем просто выполнение упражнений для лечения болезней. Он даёт практическое применение навыков, освоенных на предыдущих этапах, для своего здоровья и развития.
Обучение позволяет получить все необходимые приемы, технологии и методы, которые будут применяться для получения внутреннего опыта и развития. И сертифицируется именно владение этими технологиями и знаниями, а не опыт, который человек получит с их помощью.
В любом учебном заведении экзамен проверяет знания и умение их применять, а не душевный опыт человека. Мы отвечаем за знания, которые даём, что человек будет делать дальше с полученными знаниями, как их применять – это уже индивидуальный опыт, личное дело, и за него человек уже несет ответственность перед самим собой и другими людьми.
Отличный комментарий. Полностью согласна
В декабре были внесены крайние изменения в закон об образовании 2015.
Новая редакция закона об образовании http://zakon-ob-obrazovanii.ru/