Андрей Лобанов

This is some blog description about this site

У каждого своя йога

Андрей Лобанов - блог о йогеО целях йогической практики, подходах к самоизучению и развитию, роли авторитетных мастеров и собственном пути в исследовании и практике йоги – следующая "Беседа" Андрея Лобанова.

ЛАМ: Давайте теперь вернёмся к теме проработки тела с целью изучения более тонких структур человека, в частности, ума и других. Их можно открыть с помощью методик, которые мы пытаемся здесь применять.

Ранее мы говорили, что существует вероятность обусловленного выполнения создаваемых нами сценариев, когда мы пытаемся достичь неких обусловленных целей. Например, вы хотите быть здоровым, похудеть или создать красивое тело. Вы знаете, что для этого нужно делать. И все свои энергию, время, усилия, волю начинаете направлять именно на эту обусловленность, потому что она формирует одну очень маленькую дорожку, в которую мы стремимся уложить свою жизнь.

Лишь осознав, что это является совсем мелким, незначительным, и даже недостойным нас, мы можем по-настоящему раскрыться. Это зависит от уровня понимания, от ступени эволюции (психологической, душевной, духовной), на которой мы находимся. Определить эту ступень можно по тем целям, которые мы перед собой ставим. Если мы хотим заработать денег, стать премьер-министром или генералом – всё это очень малые цели. Они показывают нашу обусловленность и сжимают все наши безграничные возможности в очень маленький диапазон личных желаний и стремлений. И эта обусловленность формирует судьбу со всеми вытекающими отсюда страданиями и радостями, лычками на погонах и взысканиями, счастьем от достижения чего-то и болью от потерь.

Асана в данном случае – это маленькая жизнь. В них нужно погружаться, их нужно проживать, причём необусловлено, включаясь в их выполнение всем своим существом, ощущая, что происходит в каждый момент в этой самой оболочке – в нашем теле, которая открывается для нас как форма.

Почувствуйте, что стоит за моими словами, когда я объясняю. Потому что научить этому нельзя, и любые подробные описания того, "как должно быть", будут создавать некую дополнительную обусловленность.

Основные задачи практики – пробуждение воли, творчества через йогические технологии. По крайней мере, нужно серьёзно задать себе вопрос: "Что мне нужно?". И этот вопрос поставить не в узком смысле, а в более широком, имея в виду то, что в той или иной асане мы словно проживаем жизнь. При такой постановке вопроса внутри нас сами по себе начнут открываться все движения, все циркуляции энергии в теле, и т.п. Вслед за этим и ум начнёт перестраиваться в совершенно другой формат.

Но как только появляется мысль, что вы с этого будете иметь, какую пользу получите, она опять сужает вас, делает маленькими. У нас должен возникнуть навык различения этих движений ума. Выполняя то или иное действие, каждый получает то, чего он достоин. А достоин он того, чего сам захотел и сам себе сформировал.

Страдания возникают именно на тему "получил или не получил". Когда вы не обусловлены, всё получаемое вами удовлетворяет вас, всегда бывает интересным и приносит радость. Но может быть и наоборот: "Я делаю, делаю, а всё никак не получается. Или получается совсем не то…" На самом деле, всё, что вы сделали – у вас уже получилось. О таком состоянии ума мы говорили, рассматривая ступени ямы и ниямы. Это сантоша (санскр. "удовлетворённость"). На самом деле, все ступени йоги пересекаются, переходят одна в другую, и при этом предыдущие ступени не забываются.

То же самое и с ахимсой (санскр. "ненасилие"). Если я преследую какую-то цель, желаю сделать во что бы то ни стало – это уже насилие над собой. Для чего я хочу чего-то достичь? Обычно есть какая-то личная цель, например, скрутиться в сложную асану, чтобы другие оценили и признали меня. Такая цель – сужение, и это приводит к страданиям. Любая форма сужения, ограничения порождает конфликт и страдание, и мы можем видеть, как это проявляется в асане.

Однако мы способны отследить это, и остановить привычные шаблоны мышления. Тогда-то и открывается совершенно другая форма восприятия реальности. И мы начинаем замечать, что, например, эмоциональность, направленная на достижение результата, начинает растворяться, появляется расслабление. Цель напрягает наши мышцы, напрягает наши центры, и они сдерживают реальный результат, который может возникнуть сам по себе, стоит только отпустить себя.

Мы пытаемся сейчас настроиться на поиск определённых инструментов, которые можно применять в этой главной практике – исследовании самого себя. Цель йоги – освобождение. Освобождение от того, что мешает нам быть целостными. Такова глобальная задача, которая ставится в классической йоге.

Ученик: А сама идея об освобождении не является обусловливающей?

 ЛАМ: Да, даже идея о некоей "мокше" (санскр. "освобождение") обуславливает нас и мешает нам. Если у нас появляется такая идея, далее возникает вопрос, кто же покажет путь к этой мокше. Потом возникает желание найти авторитетное лицо, способное объяснить этот путь. Когда его находишь, появляется желание подражать ему и следовать за ним, чтобы стать таким же, как он. Но это - ни что иное как мелкая задача "стать генералом". И это тоже ложь. Ведь путь этого авторитетного человека – это его путь, а ваша задача – найти то, что сковывает и обусловливает именно вас, что создаёт этот лживый внутренний каркас, в который вы уже перестаёте вмещаться.

Пока мы этого не знаем и не понимаем, мы вмещаемся в него довольно хорошо, нас подгоняют внешние цели, навязанные социумом, родителями, партиями и религиями. Но когда мы обнаруживаем эту клетку, то появляется желание от неё освободиться. Тогда появляется необходимость в технологии. Инструменты, которые мы здесь используем – это внимание, воля, наблюдение, медитация, самадхи и др. Вот для чего нужны эти технологии, а не просто "самадхи ради самадхи".

Если нас устраивает всё, что у нас есть, то нам не нужно ничего делать. Если у нас всё хорошо, мы можем просто жить, и это замечательно. Но когда нам нехорошо, когда мы чувствуем, что что-то не так, тогда мы пытаемся найти способы освобождения от этого. Тогда всё естественным образом начинает укладываться в правильное русло. Этим мы и пытаемся заниматься.

Ученик: То есть, если у каждого свой путь, то получается, нет системы, которая подходит многим?

ЛАМ: По сути, не существует систем. Есть лишь свободные отрывки, кусочки жизни. Мы просто вырисовываем это, чтобы создать структуру. Я думаю, Патанджали делал то же самое. Нельзя сказать, что я сам придерживался какой-то системы. И я знаю опыт многих людей, которые тоже не следовали какой-то структуре. Структура складывается постепенно, из опыта. Сначала что-то происходит на опыте, а потом уже, для объяснения другим, начинаешь подбирать слова. Что-то постоянно приходит, открывается в процессе собственной жизнедеятельности и собственных поисков. И это не системный процесс.

Конечно, по прошествии многих лет, с высоты своего уровня и опыта уже можешь разглядеть во всём этом некую систему. Но в процессе жизни это кажется хаотичным движением событий. В какой-то отрезок жизни вы что-то понимаете, в другое время нечто для себя открываете, из каких-то источников что-то узнаёте, и т.д. И когда я задумался, что весь этот разрозненный опыт надо бы привести в порядок, тут-то и обнаружил сутры Патанджали и понял, что он занимался тем же самым, к чему пришёл и я, только всё это уже систематизировал.

Собственно, так и рождаются любые системы, структуры, идеологии и прочее. Человек, открывший для себя некий пласт мира и самого себя, далее пытается облечь это в какую-то форму, чтобы передать другим. Некоторые не знают, как это сделать, потому что просто живут и не ставят перед собой задачи что-то передавать. Они просто открыли что-то для себя, и этим довольствуются. Но люди-учёные, подобные Патанджали, действительно болеют за то, чтобы найти способ структурирования, объяснения, сформировать какую-то методику, технологию передачи.

В своих "Йога-сутрах" Патанджали даёт технологию, не расшифровывая подробностей. Это как раз тот диапазон, который позволяет изучающему находиться в процессе. Он должен сам до всего дойти и додумать. Это подобно восточному коану, который производит взрыв в уме, после которого вы начинаете прорываться через его обусловленность и пытаетесь увидеть, что за ним стоит. Труд Патанджали очень интересен. Его можно взять за основу какого-то движения. Но и он не должен нас обусловливать при всей его важности для йогов. Это классическое учение йоги, которое каждый должен открыть для себя лично. Это индивидуальный, очень индивидуальный путь.

Хотя и хорошо, что есть работы людей, которые этот путь прошли, но в моём случае даже велосипед мне хочется изобрести самому. Так устроена моя натура, я не могу жить в чьей-то заготовке. Когда я нахожусь в процессе некоего внутреннего исследования, и вдруг узнаю, что кто-то уже это сделал, мне становится неинтересно. Бывало, я оставлял из-за этого какие-то практики. Вот почему, в основном, я не читаю книг, или стараюсь сделать это по минимуму. Иногда срабатывает интуиция, что я должен что-то прочитать, и я делаю это – и нередко там мне что-то открывается в трёх страницах, в одной главе или в одной фразе, я нахожу подтверждение тому, что уже знаю сам. И это даёт толчок или объяснение тому процессу, который уже идёт внутри. Такой новый толчок может дать новый импульс к правильному развитию.

Но когда вы всё перечитали и сказали, что это так, это так, а это так, и теперь вам стало всё понятно, то делать вы уже ничего не будете. По крайней мере, я не буду. Потому что мне становится неинтересно. Мне интересно открывать. А затем уже интересно видеть, что другие приходили к таким же открытиям. Например, что Патанджали думал так же, как и я, что мы пришли к одинаковому пониманию. Только слова использовали разные.

Невозможно, чтобы знания, изложенные в трактатах, были бы вложены в вас непосредственно. В трактатах описаны технологии, то есть, что нужно сделать, чтобы получить какой-то опыт. Там ставится задача и те вешки, через которые нужно пройти.

Внутри нас всегда должна гореть творческая энергия, которая будет побуждать нас проживать жизнь, в которой всегда будет место открытиям. Человек может всегда находиться в состоянии некоего полёта, и в 30, и в 40, и в 50, и в 60 лет. У него и в 100 лет может остаться искренний интерес к жизни, к себе, к окружающему миру. То есть нужно продолжать жить, исследовать, не пресыщаться и не чувствовать себя дряхлым стариком даже в 200 лет. Важно творить здесь и сейчас, а не просто накапливать информацию, становиться заслуженным и почётным, и на пенсии предаваться воспоминаниям.

Таково моё понимание йоги. И у каждого должен сформироваться свой собственный подход к йоге, которая будет именно вашей йогой.

 

 

Асана - это маленькая жизнь
Преподавание йоги: проблема передачи опыта
 

Комментарии

Гость - Life в 03.07.2013 22:38

Спасибо ВАМ за ваши статьи... они помогают просыпаться... и двигаться дальше...

Спасибо ВАМ за ваши статьи... они помогают просыпаться... и двигаться дальше...
Гость - July в 13.10.2015 09:03

Благодарю! Очень глубоко, тонко, вдумчиво! Так приятно читать статьи духовного ученого!

Благодарю! Очень глубоко, тонко, вдумчиво! Так приятно читать статьи духовного ученого!
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
28.03.2024
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.