Йога - наука и практика. Андрей Лобанов
Йогой занимаются многие. Это не только полезно для здоровья, но и модно. Однако еще три десятилетия назад в России (тогда еще в Советском Союзе) действовал запрет на все восточные практики. В то время йогой занимались настоящие энтузиасты. Для них это было не модное увлечение, а духовный путь.
Один из таких людей живет в Нижнем Новгороде. В 1983 году Андрей Лобанов начал вести занятия по хатха-йоге по собственной программе, а в 1986-ом зарегистрировал школу как любительский физкультурно-оздоровительный клуб. Он был и остается пионером йоги в России - первая легальная школа йоги (1986), первое отделение йоготерапии (1991), первые курсы для преподавателей йоги (1989), первая лицензия Министерства образования в стране.
Сегодня под руководством Андрея Лобанова в Нижнем Новгороде работает Негосударственное образовательное учреждение "Академия традиционных систем оздоровления и развития человека" и экоцентр "МиРАйЯ" - центр комплексного оздоровления и развития человека. В стенах этих заведений получили подготовку большинство инструкторов йоги, которые трудятся в фитнес- и йога-центрах Нижнего Новгорода, а также в других городах России.
В 2012 году проект академии "Здоровье своими руками" получил поддержку правительства Нижегородской области и стал реализовываться в физкультурно-оздоровительных комплексах. В планах – международный образовательный проект в Индии и многое другое.
В беседе с журналистом Александром Поздняковым Андрей Лобанов делится своими размышлениями о том, почему йога – это не религиозное учение, а наука, какую роль в обучении играет интуиция и в чем пересекаются древние индийские трактаты о йоге и современная физика.
Соединение
Йога – это универсальная наука об освобождении человека от различных ограничений - физических (болезни), психических (страхи, комплексы, негативные программы), ментальных (неправильные установки, представления о мире, разрушительные идеи), гармоничном взаимодействии с самим собой и окружающим миром и управлении своей жизнью.
Йога как наука ставит конкретные цели, и разрабатывает технологию достижения этих целей. Основной точкой приложения йоги является сознание человека, его ум. Через ум человек получает знания о мире, своем месте в нём, живет либо в страдании, либо в блаженстве, и поэтому научиться управлять своим умом – одна из важнейших задач йоги.
Человека во все времена интересовала возможность управлять своим организмом и познавать окружающую реальность, чтобы адекватно с ней взаимодействовать. Поэтому йога как наука о естественном развитии человека и универсальный метод, открывающийся любому серьезно ищущему и практикующему, возникла в древние времена. Как метод познания сознания и структуры человека присутствует в разных культурах. То есть, йога возникла не только в Индии. Она, скорее, сохранилась там в письменной традиции и получила развитие из-за особенностей социальных условий, климата и культуры Индии. Но йога – не застывшая традиция, а постоянно развивающаяся наука и технология, успешно применяемая в современном мире. Существуют объективные законы развития человека в мире, и йога как наука помогает этому процессу развития.
По данным исследований ученых, первыми йогами были древние шаманы, которые начали изучать внутренний мир, не с помощью ума, а используя трансовые состояния, позволяющие расширить границы сознания. Путешествуя по внутренним измерениям, шаманы накапливали знания и опыт об этих измерениях, и передавали эту технологию исследования тем, кто был готов ее воспринять. Поэтому, нужно считать, что йога не есть только индийское религиозное учение, как можно подумать, но явление, которое надо понимать гораздо шире. Безусловно, на практиках йоги, которые столетиями традиционно передавались из поколения в поколение в Индии, лежит отпечаток культурных и религиозных аспектов. В мире существует множество традиций йоги, которые обладают не меньшей ценностью, чем индийская йога, а в чем-то ее даже превосходят.
В построении своей методики я опираюсь на принципы классической йоги Патанджали – известного древнего практика и автора трактата по йоге "Йога-сутра" (II век до н. э.). В этом труде Патанджали определил цель йоги – освобождение человека от различных форм ограничений, которые являются причиной страдания, дал метод достижения состояния йоги, состоящий из 8 ступеней, дал блестящее определение йоги как способа познания и взаимодействия с реальностью.
Главный метод йоги – глубокое сосредоточение и слияние с объектом познания, которое позволяет правильно взаимодействовать с реальностью и управлять ей. Это не интеллектуальное понимание, не знание на уровне понятий или органов чувств, но прямое переживание, которое делает возможным исследование внутреннего и внешнего мира с помощью техники сосредоточения на объекте. На санскрите эта техника называется саньяма.
Применяя саньяму, человек соединяется с объектом, затем возвращается в свое обычное состояние, но отпечаток полученной информации остается, сохраняется как "другая память". Это не память символов, образов и понятий, а некая чувственная связь с объектом познания, которая формирует знание о мире на интуитивном уровне. Ум, познающий мир таким образом, на санскрите называется бодхи, что часто переводят как осознание. Удержание этого осознания, постоянное присутствие в ткани подлинной реальности – это важнейшая задача практикующего йогу.
Главным препятствием к познанию действительности является привычная форма взаимодействия с миром через ум и органы чувств, которые привносят искажения в процесс восприятия реальности. Патанджали на очень высоком научном уровне описал то, как происходит процесс познания у обычного человека и как реальность при этом искажается. Патанджали выделяет пять родов деятельности обычного, функционального ума – два из них связаны с работой органов чувств, другие три - память, воображение и сон. В результате их деятельности видение действительности оказывается неправильным или иллюзорным. Ум, работающий на основе искаженных данных, строит ментальные программы, заставляющие поступать тем или иным образом.
Неадекватное восприятие действительности привносит в жизнь человека конфликт и становится причиной страданий. И потому, главная цель йоги – познание подлинной реальности, неискаженной действительности. Человек, сделавший это, освобождается от заблуждений и преодолевает ограничения. Такой человек способен поступать адекватно. В результате правильного поведения страдания прекращаются.
Будучи наукой, йога указывает на причины помех, искажающих восприятие, и дает методологию их устранения, которая является, прежде всего, методологией познания и взаимодействия с окружающим миром.
Будучи практикой, йога представляет собой состояние соединения с действительностью. Само это слово в переводе с санскрита означает, буквально, соединение. Применяя метод, человек познает себя и подлинную реальность, которая неотделима от индивидуума. В начале он анализирует накопленный опыт и наблюдения за своей жизнью и окружающими людьми, постепенно приходя к осознанию присутствующих в ней ограничений, и прежде всего, ограничений функционального ума. Как только это понимание возникает, человек готов познавать реальность не посредством органов чувств, а напрямую, через соединение с ней, то есть через состояние йоги. При этом используется такая врожденная способность человека - интуитивный ум, который проявляется в состоянии глубокого сосредоточения и соединения с объектом.
Помехи восприятия
Как бы там ни было, сопереживание присуще всем живым существам. Это можно понять на примере того, как появившись на свет, существо воспринимает информацию о мире, необходимую, прежде всего, для выживания. Анализ еще не работает, понятий нет, органы чувств не развиты. Тем не менее, процесс обучения происходит – посредством интуитивного ума, которые реализует соединение с окружающим миром и получении знаний о нем. Это немного похоже на то, как работает bluetooth. Информация накапливается интенсивно – отношение, поведение, жесты окружающих людей, в первую очередь, мамы и папы загружаются в биокомпьютер и неосознанно становятся его первыми, базовыми программами. По мере своего развития человек их корректирует, добавляет новые, но первым формирующим фактором является информация, полученная в самом начале жизни. В индийской традиции это называется влиянием кармической среды. Знаменитое понятие кармы, таким образом, несет в качестве смысловой нагрузки некоторую предопределенность, но карма не является творением каких-то высших сил или чем-то неизменным.
Карма – это причинно-следственная связь, которая погружает живую систему в определенные условия. Человек, например, может родиться в России или в Африке, которые сильно отличаются друг от друга по климатическим, социальным, экономическим и многим прочим характеристикам. В соответствии со средой формируются особенности восприятия местного населения, которые передаются человеку. Первый опыт мы получаем на уровне инстинктов – позитивный или негативный. Что-то сделали и получили результат – либо конфетку, либо по ушам. Кнут и пряник, удовольствие и страдание (или то, что мешает получению удовольствия), которые в индийской традиции называются рага и двеша соответственно, становятся главной движущей силой живой системы. Мы стремимся туда, где, как нам кажется, будет хорошо и стараемся избегать того, что может причинить страдание.
Таким образом происходит взаимодействие с окружающим миром, в процессе которого накапливается опыт, который откладывается в памяти и становится базой для дальнейшей жизнедеятельности.
Постепенно опыт начинает доминировать в процессе познания. Соединение с реальностью больше не происходит. Вместо этого ум соединяется с прошлым опытом и на его основе принимает решения. Так возникает определенное направление движения по жизненной траектории, установки на то или иное действие в той или иной ситуации, формируется характер. Известно, что в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному. Там, где одному ничто не мешает переживать радость, другой может испытать болезненные состояния – депрессию, страх, агрессию. Так получается, потому что предыдущий опыт разнится, "программная закладка" разная.
Революция
Человек, живя в социуме, использует функциональный понятийный ум, который действует через органы чувств и память. К этому добавляется возможность воображения. Мы можем придумать что-то и возжелать это. При этом, новый объект возникает на основе предыдущего опыта подобно тому, как из старых кирпичиков возникает новый дом. Йога совершает революцию, потому что отказывается от этих кирпичиков. Она говорит, что мы не можем глубоко познать реальность и самих себя, потому что постоянно наталкиваемся на предыдущий ограниченный опыт, который диктует нам, как себя вести.
Избавляясь от ограничений, человек открывается для переживаний реальности.
На пути познания реальности встречается множество препятствий. Они связаны с освоением нового способа взаимодействия с миром, который открывает в человеке различные состояния. Можно испытать страх – инстинктивный, животный, либо удовольствие, и застрять на этом. Многие практикующие гонятся за эффектами, которые возникают в результате практики. Здесь возникает опасность своего рода наркомании. Люди цепляются за удовольствие, начинают использовать специальные психотехники для того, чтобы испытать большее удовольствие. Они чуть поднимаются над обыденностью и вместо того, чтобы идти в глубину, остаются в оболочке, плавают на поверхности.
В классической йоге об этом говорится и указывается на необходимость развития такого качества, как вайрагья – в переводе с санскрита – не привязанность к результатам практики, отрешённость.
Есть такое санскритское слово сукха, которое означает необусловленную радость, присущую любому живому существу. Любой ребенок, как правило, испытывает ее, но продолжительность ощущения у всех разная. Постепенно она заглушается социальными программами – надо выживать, бороться и так далее, но на клеточном уровне присутствует всегда. Это блаженство, которое человек может ясно пережить, например, в экстатическом состоянии, но, не понимая, что оно является лишь фоном, нормальной средой, оболочкой реальности, на которой не нужно зацикливаться, чтобы обнаружить суть.
Единый мир
Метод йоги, как, впрочем, и любой другой научный метод, требует точного применения. В нем детально описано, как, что и когда необходимо делать. Это очень разумный подход. Он не имеет никакого отношения к религии, но в результате приводит человека к переживанию, которое в религиозной терминологии можно назвать переживанием божественности, в котором человек ощущает свое глубокое единство с миром и взаимосвязь всего со всем. Это состояние сопровождается чувством блаженства и эмоционального подъема.
Человек – матрешка
Однако, прежде чем достичь этого свершения, необходимо пройти весь путь, в полной мере применить метод, который предлагает йога. В нашей школе мы начинаем с изучения человека, как живой системы. В 1990 году методология, разработанная Патанджали в древности, открылась для меня под новым углом. Ко мне, как к практикующему врачу обратился горьковский ученый-физик, живший Санкт-Петербурге, Илья Львович Герловин. Будучи на фронте в годы Великой отечественной войны он сформулировал единую теорию всех взаимодействий в веществе (книгу И.Л. Герловина "Основы единой теории всех взаимодействий в веществе" можно найти в интернете – прим.ред), которую высоко оценили на Западе, но, увы, предали полному забвению в Советском Союзе. Я ознакомился с этой работой и увидел, что она во многом пересекается с тем, что писал Патанджали.
Герловин предложил парадигму жизнеспособных и развивающихся систем (ПЖиРС). По его мысли, для того, чтобы быть жизнеспособной, система должна удовлетворять определенным условиям. Прежде всего, она должна быть целостной, что дает ей способность к саморегуляции. Используя математику, Герловин доказывает, что любая система представлена в многомерности, она одновременно существует в отдельных, но связанных между собой подпространственных слоях единого пространства, в которых действуют определенные, характерные только для данного конкретного слоя законы.
Чтобы спроецировать эту теорию на йогу, необходимо ввести понятие «внимание-воля». Внимание-воля человека может присутствовать в одном из подпространственных слоев. К примеру, фокусируясь на собственном теле, мы оказываемся в материальном слое физического тела. Здесь действуют привычные нам законы физического мира. Но если мы перемещаем внимание в ментальный слой, в сферу ума, то тело становится не актуальным, и законы, по которым живет материя физического тела – тоже. Мысли существуют иначе и в других временных координатах и по другим законам. Принцип многомерности человека хорошо иллюстрирует матрешка.
Как уже говорилось, все слои существуют в единстве. Они соединяются посредством канала связи, который дает возможность управления. Перемещая по нему внимание можно координировать и развивать систему. Тот факт, что это в разных формулировках описали древний индийский философ Патанджали и современный физик Герловин, который, к слову индийские трактаты не читал, не может быть простым совпадением. Правильность выводов этих уважаемых ученых подтверждаются и моей практикой самоизучения посредством йоги и медицинской практики. Уже много лет я практикую методики, в основе которых лежит принцип многомерности, а исцеление увязывается с обретением живой системой состояния целостности. Судя по моему опыту, такой подход позволяет излечить многие заболевания.
Ценность образования
Почему же мы теряем целостность? Ответ на этот вопрос можно найти у Патанджали. Он говорит, что у некоторых людей не сформированы или по каким-то причинам разрушены структуры, отвечающие за нормальное функционирование воли и внимания. Как результат возникает сознание, ориентированное на внешний мир. Внешние ценности становятся приоритетными, возникают желания. Они иллюзорны, но обладают силой направлять энергию человека, который начинает взаимодействовать с миром в соответствии со своими желаниями. Все остальное становится не важным. Такие люди слишком поглощены своими целями, чтобы воспринять действительность. Их мир плоский, не многомерный, поэтому данная система по терминологии Герловина не жизнеспособна и не способна к развитию.
По мере накопления опыта потребность в познании рано или поздно приходит. Как правило, это происходит, когда устав наступать на одни и те же грабли, человек понимает, что делает что-то не так и становится на путь поиска решения. На этой стадии очень важно специальное образование, направленное на изучение, которое должно быть включено в общую культуру жизни современного человека.
Обычное социальное образование ориентировано на обучении функции и готовит функционеров для социума – врачей, инженеров, юристов, и т.д., но ни в одном вузе, ни в школе, ни в детском саду не обучают науке о человеке – как он устроен на самом деле, по каким принципам функционируем его система, как ей управлять. Это относится к психофизической структуре, эмоциональной, ментальной, и других составляющих системы. Культура, ориентированная на человека, создаёт определенную атмосферу, в которой можно заложить правильные установки и навыки взаимодействия с самим собой и окружающим миром. Если не загружать систему вирусами, дать ей изначально верное направление, создать среду, благоприятную для развития целостного мышления, то развитие происходит быстрее. Поэтому йога является, в том числе, эффективной системой воспитания и развития целостной, а значит, здоровой личности.