Андрей Лобанов: "Йога – это способ изменить судьбу"
Беседовала Lara Kempbell, www.ArtistAngelPR.com, центр Yoga Vidya Nordsee, 19.10.2016
Первая встреча с Андреем Лобановым у меня произошла давно – в начале 2000-х годов я пришла в его центр экологии человека. Тогда это был небольшой деревянный домик на перекрёстке улицы Алексеевской и Холодного переулка в Нижнем Новгороде. Более десяти лет спустя центр "Мирайя", основанный Андреем Михайловичем, вырос – сейчас это крупный и известный как в России, так и за рубежом центр здоровья и развития человека с большой историей и многоплановой деятельностью.
Уже третий раз Андрея Лобанова приглашает проводить семинары немецкая сеть йога-центров Yoga Vidya. На одном из таких семинаров в центре Yoga Vidya на Северном море мы встретились и побеседовали с Андреем Михайловичем.
"Йога - это большая сила, способная изменить мир"
Вы много путешествовали и встречали разных людей. Люди, практикующие йогу, отличаются от остальных?
Йога — это большая сила, и люди, которые её практикуют, независимо от направления и школы, конечно же, отличаются от тех, кто живёт лишь потреблением и развлечениями. Практиков йоги сразу можно распознать: по спине, по походке, по глазам. Это люди, которые сделали шаг к себе, к собственному развитию. Они начали совершать внутренние усилия, пусть даже небольшие: делать гимнастику, дыхательные упражнения. Они вышли за пределы привычного существования, и потому в них уже заложена определённая энергия. Если йоговское сообщество будет правильно развиваться, то эта сила может помочь людям и миру подняться на новый эволюционный виток, наладить гармоничные взаимоотношения и сохранить нашу планету. Ведь если у человека не станет своего дома, если он в своём безумии его разрушит, то всё окажется бессмысленным. Йога, и в особенности йоги по всей планете, — это движущая сила, которая способна изменить людей и наш мир.
На вашем семинаре в Yoga Vidya Nordsee вы преподавали дыхательные трансовые крийи. Для чего служит эта техника?
Дыхательные трансовые крийи - технику, близкую к холотропному дыханию, - можно назвать методом психического освобождения. Многим людям этот метод помогает освободиться от заложенных в них деструктивных программ, внутренних конфликтов и страхов. Этот метод является авторским, основанным на изучении подобных технологий, присутствующих в культуре многих народов – индийских йогов, индейцев Амазонки. Аналогичный эффект получается, например, после принятия напитка айяуаски. Однако метод дыхательных крий более безопасен и, разумеется, является законным. В России холотропное дыхание является психотерапевтическим методом лечения.
Вы провели уже несколько семинаров в Германии. Какие у вас остались впечатления от работы с немецкой аудиторией?
Во время этих семинаров я много взаимодействовал с людьми, и в процессе этого взаимодействия мы изучали друг друга, что избавило нас от навязанных извне предубеждений и стереотипов. Мы проводим совместные программы с Yoga Vidya как раз для того, чтобы найти точки соприкосновения и возможности для дальнейшей работы. Мы увидели то, чем могли бы друг друга дополнить: наша школа может привнести современные наработки для применения йоги как науки о человеке, а Yoga Vidya — дать основы традиционной индийской йоги. Поэтому этот альянс может стать сплавом традиций и современности. Люди, которых я здесь встречаю, — очень ответственны и профессиональны, и много делают для поддержания работы ашрама на высоком уровне, и я думаю, что наши совместные проекты также будут успешными.
Отличаются ли каким-то образом немецкие участники от русских?
Проблемы у людей в России, Германии и других странах одни и те же, поэтому и вопросы, которые они задают, по сути одинаковые. Моя дочь Светлана, которая проводила занятия по парной йоге, однако, отметила, что немецкие участники более осторожно относятся к своему телу, к своему здоровью. На занятиях у них появляется много вопросов, направленных на собственную безопасность. Русские участники больше готовы экспериментировать. Здесь и проявляется разница в менталитете.
Что же касается общих практик, когда люди пробуждаются, они задают вопросы уже на другом уровне, и на этом разница между русскими и немцами заканчивается. Появляются вопросы по теме мироздания, изучению своего ума. Тем самым, создаётся среда, в которой интересно работать. Возможно, одной из моих эгоистических целей в своё время и было создание сообщества людей, с которыми мне было бы интересно. Сейчас такое сообщество, я бы сказал, сложилось в нашей школе. Конечно, это заняло достаточно много времени, и люди прошли свои круги развития. С такими людьми очень интересно практиковать йогу, создавать что-то новое. Это своего рода творческое сообщество.
У истоков йоги в СССР
Собственно, о творчестве. Вы стояли у истоков первой официальной школы йоги в СССР. Расскажите об этом.
Я продолжил традиции целой плеяды учителей, которые начали заниматься подпольно ещё во времена запрета на йогу и восточные практики. Мой учитель — Геннадий Григорьевич Стаценко — стал йогом-первопроходцем в советский период. По профессии он был инженером-конструктором космических ракет. Из-за практики йоги его выгнали с работы и исключили из партии. К йоге же его привели проблемы со здоровьем. У него был камень в почках, и врачи собирались удалять его операционным путём. Один старый врач посоветовал ему обратиться к йоге. И Геннадий Григорьевич начал искать информацию, экспериментировать и лечить себя. Успешно растворил камни, далее появился интерес к другим практикам. Вокруг него в Москве образовалось сообщество людей, заинтересованных в его опыте. Таким образом, создалась йога, которая, по сути, не имела индийских корней, хоть и базировалась отчасти на той литературе. Эта йога - абсолютно самобытное явление, так как она сформировалась на основе свободного поиска и экспериментов над самим собой.
Я познакомился со Стаценко в 1981 году, когда он приехал проводить занятия в Горьком. Прессинг со стороны партии был жёстким, иногда йогов забирала милиция. Рассылали письма на работу, студентов исключали из институтов. Меня, бог миловал, не исключили. Стаценко разрешил мне вести занятия по его программе, и в 1983 году мы достаточно быстро набрали группу.
Тогда я был врачом и работал на скорой помощи, а после работы преподавал йогу. Разумеется, из-за запрета на йогу мы оформили это объединение не как группу йоги, а как группу здоровья с элементами восточной гимнастики.
Потом в стране интерес к йоге возрос, и появилась возможность оформить первое объединение. Один из участников нашей группы состоял в профсоюзе института повышения квалификации местного станкозавода. При этой организации мы и создали любительское объединение "Физкультурно-оздоровительный клуб "Гармония". Тогда слово "гармония" для нас было синонимом йоги. В уставе мы прописали, что собираемся заниматься хатха-йогой с элементами цигуна с целью оздоровления.
Три года спустя нам удалось сделать доселе неслыханное: пройти государственную аттестацию и получить удостоверения преподавателей йоги. На специальной областной комиссии мы демонстрировали асаны, пранаямы, рассказывали о пользе йоги для здоровья населения. Это был первый прецедент по стране, на который потом уже стали опираться при Госкомспорте в Москве при создании подобных объединений. В 1989 году мы оформили образовательное учреждение, которое могло выдавать дипломы. С этого началась наша официальная образовательная деятельность. Мы проводили очно-заочное обучение, к нам на недельные сессии четыре раза в год приезжали люди со всей страны. Занятия шли с утра до вечера. Иногда даже не спали по ночам, а продолжали заниматься, чтобы за короткий срок научиться как можно большему. За четыре месяца самостоятельной практики между сессиями у людей происходили большие изменения. Фактически это было становление нашей школы.
Рост интереса к йоге продолжался до 1990-х годов. А в период перестройки люди бросились зарабатывать деньги, выживать. Но мы не прекращали нашу деятельность. В 1991-92 гг. было организовано отделение йоготерапии в областной больнице, где проводилось лечение клинических больных, продолжалась образовательная деятельность. В 2000-х интерес к йоге опять возрос...
Как родился ваш личный интерес к йоге?
Меня с детства интересовала жизнь на планете во всех её проявлениях, я был очень увлечён биологией, изучал флору и фауну, планировал идти на биофак, но в выпускном классе в сферу моих интересов вошёл человек как часть природы, и я поступил в мединститут, чтобы изучать человека и оказывать помощь людям. Потом появилась возможность заниматься карате, восточными единоборствами, ещё до запрета этих дисциплин. За несколько лет произошло быстрое развитие горьковской школы каратэ, я получил очередной цветной пояс, и нам с товарищем было поручено организовать группу по обучению каратэ в обкоме ВЛКСМ.
Обучаясь в мединституте, я понял, что не хотел бы стать ни терапевтом, ни хирургом, меня интересовали ресурсы человека, психика, саморегуляция, возможность управлять собой. В то время в СССР психотерапия как область медицины только начинала развиваться. Тогда только-только начали появляться первые книги Леви, которые мы прочитывали и конспектировали за одну ночь, потому что уже на следующий день их нужно было передавать дальше. В конце 70-х вышло "Руководство по психотерапии" профессора В.Е.Рожнова. В мединституте, помимо других специализаций, я получил специализацию по психотерапии и стал психотерапевтом.
Параллельно с занятиями карате и медициной появился интерес к китайской философии, дзен-буддизму, к восточной медицине, акупунктуре. Потом мне в руки попала первая книга о йоге, пошли первые опыты, я начал практиковать, вести группы, а позднее, работая в поликлинике, заниматься лечением методами йоготерапии. Так, йога у меня фигурировала как в профессиональной, так и в общественной деятельности.
"Практикуя йогу, открываешь единство"
Получается, у вас более 35 лет практики йоги. Как за это время изменилось ваше понимание йоги?
Были разные этапы изучения йоги и погружения в различные традиции и направления, и моё представление о ней со временем менялось. Мой интерес как врача, конечно, был связан с использованием йоги для оздоровления, изучения психики и возможностей саморегуляции. Был период, когда я ушёл "с головой" в индийскую традиционную йогу со всеми религиозными ритуалами, мантрами, поклонениями. Потом это прошло. Один из начальных этапов также совпал с погружением в христианскую традицию, но не в церковную, а именно в учение Иисуса. Иисус всегда для меня был учителем, а не идолом. Это абсолютно другое отношение. Мне было интересно понять, что это за состояние, которое он открыл для себя, что он хотел поведать другим людям. И йога помогла глубоко почувствовать и понять состояние Иисуса, соединиться с ним. Но это происходило без ритуалов и прочих внешних атрибутов. Это просто глубокая связь, которая осталась до сих пор.
В тот момент у меня как раз произошло отрицание всей этой атрибутики, помпезности, лживости, несерьезности — того, что, как правило, окружает людей и их веру, когда она не является для них настоящей, естественной, и становится показной, игрушечной. Это поверхностная вера, которая не даёт корней в глубину, порождает почву для суеверий и неверия в себя. Не имея глубинной веры внутри, человек всегда ищет опору вовне. Это детский подход незрелой личности. Внешняя вера может перейти во внутреннюю, когда человек взрослеет и обретает понимание того, что Создатель в него уже всё вложил, и в нём находится вся Вселенная. Суть самадхи в йоге — это как раз соединение со своим внутренним центром, который един со Вселенной. Тогда отпадает надобность в атрибутах и мишуре.
Для меня йога — это способ взаимодействия с собой и миром. Практикуя йогу, открываешь единство всего со всем. Это происходит не через ритуалы или обожествление йоги. Молиться на йогу не нужно, ведь это — всего лишь технология. Обучившись йоге, человек получает возможность выйти из маленького эгоистического мирка и открыть для себя большой мир. Технология саньямы в йоге Патанджали — это способ изучить самого себя, свою структуру и механизмы её работы, открыть свой истинный центр, который связан со Вселенной, и через этот центр получить связь с большим миром. Ты получаешь это соединение, и другую форму жизни. Внешне она может не отличаться от жизни других людей, но внутреннее восприятие и взаимодействие с миром абсолютно иное. Оно не связано с тем, что ты ешь или не ешь, ходишь ли ты в церковь или нет — это не имеет никакого значения. Это глубинная, стержневая внутренняя связь с единым миром. Среди моих друзей и партнёров есть несколько серьёзных, глубоких практиков йоги. Но у них это никак не проявляется во внешней форме: никаких нимбов, ни цветочков в руках, ни особенных одежд. Однако глубинное наполнение этих людей разительно отличается от большинства.
Как отличается интерес к йоге тридцать лет назад и сейчас? Что изменилось?
В советский период был более глубокий интерес к йоге как системе саморазвития. Это была своего рода иммиграция, замещение той жизни, которая была ненастоящей, способ восполнить недостаток внешней свободы свободой внутренней. Поэтому и поиск себя был более серьёзным. Йога для людей была потребностью. Ведь тогда это была диссидентская среда. И был риск — за йогу могли и посадить, и с работы уволить.
Резкий бум йоги появился в последние лет десять, но этот интерес по большей части попсовый, можно сказать. Это мода, бизнес, развлечение, экзотичность и даже не совсем здоровая религиозность. В связи с подобной подачей само понимание йоги несколько измельчало. Когда встречаешь глубокого человека, серьёзного практика — это большая находка и радость. Сейчас каждый пытается найти свою собственную сказку. Впрочем, это тоже своего рода мотив, который позволяет человеку начать действовать. Главное, чтобы он что-то делал, а не просто мечтал. Так, рано или поздно, он приблизится к реальности.
А реальность у всех одна?
Правильнее сказать действительность. Реальность у всех разная, а действительность, истина — одна. Действительность — это то, как оно есть, а не то, как это воспринимает человек. Человек воспринимает мир через ум, а он, в свою очередь, имеет свою "закладку", свои программы, которые сформировались в течение жизни. Поэтому люди на этой почве и разделяются между собой.
Йога — это способ взаимодействия с миром посредством соединения, любви, а не посредством ума, который, в основном, только разделяет. Когда это понимание живёт в человеке, он становится более мудрым. Он по-прежнему может пользоваться умом, но ум более не является доминирующим в его существе. Когда человек становится по-настоящему взрослым, он начинает использовать не только ум, но и все возможные другие ресурсы, которые у него имеются, и вырастает из детских сказок и иллюзий. Взрослый, мудрый человек как раз и обладает состоянием любви, о котором говорили Иисус, Будда и другие святые, которые открыли его для себя. Это базовое состояние для взаимоотношений с самим собой, людьми и миром — любовь, которое людей объединяет. Церковь и другие религиозные структуры людей разделяют. Поэтому находить аргументы в пользу одной или другой религии — это разговоры "в пользу бедных", или, точнее, в пользу тех, кто как раз и борется за умы людей, потому что от этого есть доход не только материальный, но и иной.
"Йога – способ изменить судьбу"
В одном из ваших интервью вы сказали, что путь йоги — это удел сильных людей. В чём состоит эта сила?
Как говорил герой одного известного фильма: "Скажи мне, американец, в чём сила? Думаешь в деньгах? Нет, не в деньгах. Сила — в правде". Она и есть в правде. То есть, в возможности воспринимать мир таким, какой он есть, не жить в иллюзии, прошлом или будущем, не фантазировать, а быть максимально приближенным к действительности, чувствовать этот пульс.
Меня в своё время вдохновила фраза, которую сказал один мастер: "Истина — это как поцелуй летящей стрелы". Сейчас это рабочее название одной из моих книг. Как в момент поцелуя, пока ты находишься с ней в контакте, ты соприкоснулся с истиной — стрелой. Когда она пролетела и исчезла, осталось только впечатление.
Возможно ли постоянно воспринимать мир таким, каким он есть, всегда находиться в состоянии осознанности?
Научиться этому можно. Вначале человек должен получить некое переживание, опыт, который заставит его проснуться и осознать, что можно по-другому воспринимать и взаимодействовать с миром. Затем он должен закрепить этот опыт, утвердиться в нём, в этом состоянии, и, в конце концов, он постепенно научится управлять этим процессом. Ведь это очень важно — управлять своей жизнью.
Есть ли универсальный рецепт успешной практики йоги?
К йоге как системе саморазвития не может быть готовых, шаблонных подходов. В моём понимании йога — это личное моё дело, моя индивидуальная связь с миром и с самим собой. У каждого человека — свои собственные проблемы, которые он должен решить, и именно для этого ему нужна технология. Йога как раз и является этой технологией. Учитель может дать человеку методы, технологии, инструменты и показать путь. Остальное человек должен сделать сам, он не может всегда, как говорится, "висеть на чьей-то шее". Это тормозит его развитие. Энергию человек получает только от того, что он сделал и наработал сам. Невозможно постоянно на кого-то рассчитывать и перекладывать ответственность. На начальных этапах, пока человек растёт и зреет, необходима некоторая опека и поддержка. Далее же человек должен разбираться со своими проблемами в жизни сам. И он должен верить в себя, иначе он не сможет использовать тот потенциал, который в нём заложен.
Как же тогда быть с судьбой?
Судьбу формируют доминирующие вирусные программы, под действием которых человек выстраивает отношения с миром и самим собой. Например, зависть, тщеславие, жадность. Они притягивают к человеку ситуации и людей, которые активизируют эти программы, которые, в свою очередь, запускают цепь реакций, действий и событий. И человек живёт, отрабатывая в себе эти программы и связанные с ними законы, причинно-следственные отношения и связи, т.е. карму. Судьба — это не дом построить и дерево посадить. Судьба — это когда у тебя есть дом, машина, но ты завидуешь кому-то, и это чувство тобой руководит, является базовым мотивом всех поступков. Оно является истинным центром притяжения всех событий и людей. Пару-тройку таких программ человек должен за жизнь "отработать" и освободиться от них, чтобы разгрести дорогу к тому самому истинному центру. Если нет, то он и будет дальше вращаться в подобных программах, как белка в колесе, пока не прозреет.
Получается, что судьбу также можно изменить?
Конечно. Йога как раз и является способом изменения судьбы. Ты меняешь свой способ взаимодействия с миром, начиная с познания. Начальная йога в системе Патанджали — это как раз йога познания, крийя-йога. Ты познаёшь самого себя на уровне тела, психики, ментального пространства, судьбоносных программ, которые создают кармические связи. И только когда можешь их распутать и что-либо в себе изменить. Иначе просто делаешь упражнения, ритуалы, но внутри ничего не изменяется — ты продолжаешь ходить по кругу. Будут меняться декорации, а суть останется той же самой.
Обычно вы начинаете свои семинары с вопроса "В чём цель жизни человека"? Позвольте теперь задать этот вопрос вам.
Цель жизни — в развитии, изменении. Жизнь — это постоянное течение и изменение. Если человек это понял, если он готов плыть вместе с этим течением жизни, управлять им, выгребать туда, куда ему нужно, используя это течение, и не грести против него, то для этого нужны определённые механизмы.
Обычно мы используем функциональный ум — это механизм, который обеспечивает первый уровень развития человека — выживание. Ум "заточен" на обеспечение выживания, его функция — собрать информацию об окружающем мире, взаимоотношениях, традициях, культуре, чтобы человек мог получить ресурсы для жизни, обеспечить безопасность и продлить свой род. Поэтому люди оттачивают способности и качества, необходимые для выживания в социуме — иногда хитрят, обманывают.
На этом этапе у некоторых людей зарождается понимание того, что выживание и безопасность — это не всё, из чего состоит жизнь. Тогда они начинают искать другие способы жизни и взаимодействия с миром. А кто-то продолжает придумывать себе разные сказки, прячется в свои миры, которые, как правило, дают ему некую опору. Но она иллюзорна. Жизнь — это течение, и оно сносит наши умственные построения. Можно менять одну философию на другую, но они все рушатся. Если человек не научился жить в движении и постоянно цепляется за свои парадигмы, он обречён на страдания, так как находится в отрыве от действительности.
Те же, кто переходит на следующий уровень развития, живёт уже не по понятиям ума, а по чувствованиям, включает интуитивный ум — совсем другой механизм, который присутствует в ментальном измерении. Он как раз позволяет познавать себя не с позиции каких-то идей и философии, а с помощью прямого взаимодействия, соединения с объектами действительности, то есть, с позиции йоги. Это другая форма познания: не то, что я прочитал в книге, что я из себя представляю. Но я реально начинаю разбирать себя по полочкам, погружаюсь в себя, используя йогу как инструмент для соединения со своими физическим, энергетическим, ментальным, каузальным телами. И постепенно я начинаю управлять этим процессом, потому что он открывает мне меня самого. Когда я дохожу до того самого центра, и появляется ощущение переживания действительности, тогда есть возможность включить третий механизм. Его можно назвать пробуждённым или озарённым умом. Это тот ум, который способен жить в единстве со Вселенной. Когда мы используем первый механизм (функциональный ум), мы говорим и мечтаем об этом единстве, но на самом деле, мы в нём не живём, потому что с помощью ума в нём жить невозможно. У функционального ума другая задача — он приспосабливает эти идеи для выживания и психологической безопасности.
Для того чтобы реально перейти в духовную плоскость, необходимо отказаться от функционального ума, разрушить все его строения и переключиться на другой механизм. В этом, как раз, заключается суть йоги — чтобы соединиться с чем-то, необходимо убрать ум. Состояние свободы появляется именно при таком взаимодействии с действительностью. Развитие человека как раз и происходит своеобразными ступеньками — от выживания через психическое развитие к духовному, то есть к реальному проживанию себя в состоянии единства с окружающим миром.
Но, если мы смотрим внутрь себя, там ничего нет...
Пустота — это основа всего. Это то, что заложено Творцом. Созидательное начало — это как раз та самая база, которая творит в этой пустоте. То есть, не использует память или детские фантазии, по которым мы пытаемся жить. Жить в реальности — значит творить её. Для этого человек должен быть свободен. Свобода, освобождение, поэтому — главная цель йоги. Это освобождение от всех форм ограничения, прежде всего освобождение от ограниченного механизма восприятия действительности через функциональный ум, потому что он создаёт виртуальный мир, иллюзию. И, пребывая в этой иллюзии, человек подвержен страданиям. Даже если он будет использовать самые высокие идеи, всё равно он будет обречён на страдания, потому что рано или поздно эти идеи разрушатся. Он будет испытывать страх, потери, боль. Он потеряет спокойствие и будет цепляться за свои представления, но не захочет видеть действительность — то, что внутри себя нужно многое менять и, в первую очередь, менять форму взаимодействия с миром. Йога — это переход на интуитивно-чувственную связь. И человек может наладить именно такую связь с миром.
Йога – это лишь инструмент
Вы говорили, что люди, которые приходили на занятия йоги в советское время, искали пути освобождения от ограничений советского строя внутри себя. Сейчас мы свободные люди: езди куда хочешь, занимайся чем угодно. Но проблема остаётся той же самой.
Это тоже, на самом деле, испытание — испытание информацией, испытание возможностями. В советское время мы собирали, доставали информацию по крупицам и искали свой канал. Тогда мы так и говорили: "Открылся канал". Когда ты доходишь до этого состояния, интуитивно в тебе открывается связь, канал. Ты знаешь, что ты делаешь, и что делаешь всё правильно. Интуитивно это воспринимается как нечто абсолютно правильное. Поначалу, разумеется, существуют сомнения, но впоследствии сама жизнь показывает, что ты был прав. И потом это состояние является критерием, ориентиром для своих поступков, выборов и т.д. Поэтому сейчас, когда вдруг открылось изобилие всего, когда лотков с товарами оказывается очень много и непонятно, какой из них выбрать, люди просто теряются. Открыть свой канал в этом случае оказывается гораздо труднее, потому что он скрыт за толщей информации. Иногда приходится отпустить всё и искать внутри себя, иногда — попробовать, пересмотреть различные вещи, чтобы сложилась какая-то собственная форма жизни и понимания....
... чтобы начать творить?
Творчество — это как раз то состояние, когда ты освобождаешься от всего, только тогда проявляется этот внутренний потенциал, который никаким образом не связан с желаниями, представлениями, фантазиями. Истинное творчество — это любое творение, необязательно в мире искусства. Например, это наш разговор, если я нахожусь в живом потоке. Ощущения от творческого процесса — это всегда нечто живое, это поток, к которому ты подключаешься, когда уходишь от шаблонов, от своей начитанности, и накопленной информации. Цель йоги как раз и заключается в том, чтобы полностью освободиться от этого хлама. Только тогда открывается то истинное, та пустота, которая необходима для творчества: кто-то будет выражать это истинное через холст, кто-то — через музыку, кто-то через движения. Например, бывает и спонтанная йога, когда нет заученных движений, комплексов. Но самое главное — это освободиться...
Как можно освободиться, не занимаясь йогой? Есть ли какие-то другие способы?
Некоторые освобождённые люди, которых я встречаю, не знают, что такое йога. Но они живут по этой правде. Они не соблюдают никаких ритуалов, но внутри них есть этот стержень и творческий огонь. И не всегда это даже физически здоровые люди, потому что не особенно заботятся о своём теле. При этом у них есть это состояние единства. Они бывают гораздо интереснее, чем "правильные" йоги, которые живут по предписаниям из священных текстов, аюрведы и тому подобному. Поэтому, повторюсь, йога — это всегда лишь инструмент, метод.
Каким образом можно совмещать практики с жизнью в социуме по его законам?
Это проблема стоит перед каждым, кто занимается подобными практиками. Она стояла и перед Буддой. Развитие буддизма происходило таким же образом: вначале появился архат, которому важно было личное освобождение, уход из мира Сансары. Через какое-то время появилось учение Бодхисатвы, в котором ценностью является не личное освобождение, а помощь другим людям, как форма служения. В этом, может быть, и заключается символическое распятие Иисуса, т.е. это его служение, проявленное в таком виде. Это не значит, что он взял на себя грехи других людей, и теперь все могут дальше грешить и просвирки кушать. Это детское понимание: с них сняли грехи, и тем самым, снизили их уровень ответственности. Когда же человек пришёл к пониманию того, что он ответственен за свою жизнь и за то, что происходит на этой Земле, и жизненной его задачей становится преобразование того места, где он находится. Большинство же предпочитает слинять в тёплые края.
В чём польза йоги для современного человека, живущего в нашем матричном мире?
У современных людей сейчас много проблем со здоровьем. Больные нуждаются во враче. Врач — это учитель, который может дать понимание, научить быть здоровым. Если людям необходимо здоровье, то нужно показать способы, как его можно приобрести. Не кушать таблетки, а создать своё здоровье собственными руками. В этом плане йоготерапия — это самый оптимальный вариант, ведь своими руками ты делаешь себя сам. Человек начинает лечиться и, в тоже время, учиться, потому что он начинает познавать самого себя, открывать методы и способы того, как правильно взаимодействовать с собой и окружающими людьми. Тем самым, он сам себя корректирует, и из больного ущербного превращается в здорового. Именно у такого человека самый лучший мотив для занятия йогой.
Если человек делает шаг к себе, то ему протягивается и рука помощи — изнутри. В русском языке даже пословица такая есть: если человек себе помогает, то и Бог ему помогает. Он сразу получает своего рода энергетический, эмоциональный аванс. Но я всем говорю, что это только аванс! Вы получили энергию, которую вы можете проигнорировать, но тогда она иссякнет, и вы будете искать её опять. Здесь нужна сила, мотивация, которая поможет этот этап преодолеть и сделать шаг на собственную платформу. Если правильно направить эту энергию, люди способны стать деятельными и изменить весь мир вокруг. Рано или поздно человек от здоровья переходит к понимаю своего места в этом мире, он находит и свою миссию, своё дело в этом мире, и его метания прекращаются. Т.е. он самореализуется.
Бываете ли вы сами у врачей?
Давно уже не был. Они приходят ко мне, да (улыбается). Лечим, учим.
Важно ли заниматься каким-то одним направлением йоги или лучше изучать разные?
Здесь рецепта нет, кому как. Мои ученики и сотрудники рассказывают, что пробовали заниматься в разных местах. В итоге у них было, с чем сравнить. Даже у тех, кто начинает у нас в школе иногда появляется желание "посмотреть по сторонам". Пожалуйста, никто не запрещает. Но они уже смотрят с другой позиции, у них уже есть некий базовый стержень, есть с чем сравнивать. Наше сотрудничество с Yoga Vidya как раз и должно помощь людям правильно создать ориентиры и выстроить правильные отношения с самими собой.
Какие именно проекты планируется реализовать в рамках данного сотрудничества?
Во-первых, этим сотрудничеством мы хотим показать, что йоги как более сознательная часть человечества могут начать взаимодействовать, преодолев различия и разногласия. И если правительства не могут найти возможности для адекватного взаимодействия и сотрудничества, то йоги могут показать в этом пример. Ещё одна важная задача — обмен опытом, который накоплен обеими сторонами за десятилетия работы, и он может помочь многим людям. На основе нашего взаимодействия может сложиться современное направление йоги, которое опирается на традицию. Это позволит расширить возможности привлечения людей к познанию себя и здоровой, гармоничной жизни. Поэтому, прежде всего мы планируем образовательные проекты: обучение российских преподавателей по программам Yoga Vidya, а немецких — по программам "ЙОГА ЛАМ", и совместный интегрированный курс.
В России в последнее время проходит много процессов, связанных с ростом национального самосознания...
Люди в Советском Союзе долгое время были лишены национального самосознания, и над ними многочисленные эксперименты проводили сначала коммунисты, потом западная демократия. Во многих маленьких странах людям не возбраняется иметь свою историю, почитать своих, возможно, выдуманных героев. Ведь никто, разумеется, не знает и не узнает, как и что было. В России на протяжении многих лет не было точки опоры для веры в себя. Но для того, чтобы появилась некая сплочённость, уважение к себе, эта точка необходима. Ведь хамство и грубость происходят именно от неуверенности в себе, когда люди пытаются, таким образом, по-детски самоутвердиться. Когда люди начинают уважать себя, то место, в котором они живут, свою страну — это позитивные тенденции. Разумеется, крайние проявления национализма, как и любого проявления фанатизма — это болезнь. Однако думаю, национальное самосознание в России скорректируется само собой, если не подталкивать и не подливать "масла в огонь". Это процесс построения самоуважения и самоотождествления, выживания страны. Любая уважающая себя будет выживать таким способом. Кстати, многие процессы, происходящие в стране и в мире, считываются и отображаются в произведениях писателей-фантастов, например, Лукьяненко, Валентинова. Достаточно глубокие мысли описаны в фантастических образах. Эти книги я перечитывал несколько раз.
Есть ли у вас какая-нибудь мечта или цель, которой вы хотели бы с нами поделиться?
Личных желаний у меня практически никаких нет. Если говорить о глобальном, то я делаю своё дело и хочу, чтобы оно развивалось. Стараюсь по максимуму делать то, что я могу. Были и в моей жизни моменты, когда я сворачивал со своего пути, но жизнь мне сразу показывала, что туда мне идти не следует, и я возвращался обратно. Жизнь всегда даёт мне всё, что нужно.