Андрей Лобанов
Преподавание йоги: проблема передачи опыта
Я преподаю йогу уже больше 30 лет, но несмотря на огромный, разнообразный и разноплановый опыт, который я приобрел за это время, остаются своего рода "вечные" вопросы, на которые нет готового ответа или модели решения, и каждый раз решение и ответ приходится искать заново.
Одна из таких "вечных" тем - это передача личного опыта и знаний, и эффективное творческое взаимодействие с учениками. Об этом - беседа, которая недавно состоялась на одном из курсов по раджа-йоге.
ЛАМ: Проблема передачи опыта - мой интерес к ней, как и Ваш, тоже очень высок, несмотря на 30-летний опыт. Ведь то, что находится за пределами нашего ума, очень сложно преподавать, поэтому постоянно пребываешь в процессе поиска. Те, кто посещал мои курсы ранее, знают, что каждый раз тот же самый курс проходит по-новому, немного отличается, что-то постоянно добавляется и корректируется.
Нам всегда приходится иметь дело с обусловленными людьми, и если вы сами, после получения личного серьёзного опыта, возьмёте на себя роль преподавателя, то тоже столкнётесь с проблемой передачи опыта. Вы обнаружите, какая большая пропасть между людьми, которым вообще ничего неизвестно на эти темы, и вашим пониманием. И вам предстоит большая работа – донести этот опыт.
Процесс этот творческий, это своего рода искусство, подобно написанию картин или стихов. А именно – поиск способов работы с различными людьми, которые к вам приходят. Особенно сложно работать с группой, потому что в группе разные люди на разных ступенях понимания, в разных социальных и духовных статусах. В индивидуальном порядке такую работу вести проще, потому что возможно наблюдать за человеком, понимая его слабые стороны и находя способы их преодоления.
В преподавании хатха-йоги эта необходимость тоже есть, но она менее выражена. Можно просто выучить упражнения, дыхательные техники, освоить методику и делать их самому. Обучение проходит легко. Но в тех духовных областях, в которые мы начинаем продвигаться, нет дорог, однако есть определенные технологии.
Вопрос в том, как их подать и как замотивировать человека на практику. О проблеме мотивации мы уже говорили. Мотив очень важен, важно, чтобы практикой хотелось заниматься. Если не развился мотив и человек не практикует, то он не получит никакого опыта, и всё услышанное им останется просто информацией, за которой ничего не стоит. Методология преподавания – это очень важная тема. Так что, с одной стороны мне хотелось бы побудить вас к обсуждению, чтобы была обратная связь, и не было бы только одностороннего, с моей стороны, вещания. С другой стороны, вопрос в том, как передать опыт, чтобы не попасться в сеть его описания.
Наверное те, кто уже преподаёт, знают, что от состава и состояния группы зависит и прохождение информации. Бывают группы, которые продвигаются легко и быстро, и вы сами чувствуете там себя комфортно, потому что восприятие людей в ней живое, живой опыт, и вы получаете отдачу. Это подобно актёру, который чувствует реакцию зала. Однако в учительском канале включаются ещё более сложные механизмы. Недостаточно просто сидеть перед "зрителями" и что-то вещать. Между учителем и учениками происходит подключение особых связей, структур, через которые начинается их взаимодействие.
Ученик: А что если контакта и взаимодействия нет?
ЛАМ: Если взаимодействия нет, если нет отдачи, то возникает некий сигнал, ведущий к перекрытию этого канала. Этот сигнал может проявляться по-разному. Я объясняю этот процесс своими словами, и, может быть, есть другие формы объяснения. Так вот. Этот сигнал говорит, что аудитория не готова к принятию этой информации, и нужно прекращать, иначе можно даже причинить вред. Информация блокируется, нет возможности двигаться дальше, ибо тема не развивается. Сами участники словно саботируют, тормозят процесс дальнейшего продвижения, не делая ничего и не двигаясь навстречу этому процессу. И тогда последующая работа будет весьма унылой, и не приведёт к результату.
Тут как раз можно понять отличие преподавателя от учителя. У преподавателя есть материал, который он должен дать. Он приходит, отчитывает и уходит. Но у учителя есть внутренний азарт, страсть, потому что обучение – это взаимный процесс, процесс взаимного созидания, это творчество. В этом смысле, нужно всегда стремиться быть не только преподавателем, но и учителем. Обучение должно быть интересным, не заунывным и не являться путём "в никуда". Оно должно быть живым движением, иначе внутренние тонкие, психологические структуры будут блокироваться. Если в группе появляется даже пара-тройка восприимчивых людей, которые с интересом слушают и включаются в этот творческий процесс, то вы будете работать хотя бы даже ради них. Даже если это будет один человек в группе, вы будете работать ради него. Остальная же группа словно собралась ради него одного.
Работа учителя – это развитие, это движение. В ней есть определённый закон, который нужно для себя открыть и понять. Он действует для каждой профессии. Люди не случайно попадают в какие-то сообщества, где они могут себя проявить. И не только для себя, для своего маленького эгоистичного "я", но и для своего большого "я", то есть с пользой для других. Человек может заниматься бизнесом, но через правильное понимание своего дела открыть для себя ту йогу, которая нужна именно ему. Он сумеет понять законы этого пути, и целью будет не столько заработок денег (хотя и эта цель тоже ставится, ибо деньги являются эквивалентом работы), сколько попытка найти себя. Ваша работа – это ваша жизнь. Если вы делаете её спустя рукава, то вы тратите её понапрасну, и она утекает, словно песок. Работа, которую вы выбрали для себя, в которую поместила вас жизнь, – это ваш шанс, и не нужно его терять. В ней есть дар для вас, который вы должны увидеть. Этот дар – и в самой работе, и в людях, которые к вам приходят. Не видя этого дара, мы просто будем зря убивать время, которое и есть жизнь.
Творческое отношение к каждой минуте своей жизни – это тоже есть йога. Отношение с интересом, со вкусом, с любопытством, с желанием открыть что-то новое, увидеть во всём что-то настоящее. Для меня йога равна творчеству. Это очень скучно – заучивать некие шаблоны. Но можно всегда находить что-то новое в обыденной работе, которая стала привычной изо дня в день.
Ученик: Как это сделать? Вы, например, преподаёте йогу уже столько лет…
ЛАМ: Когда я преподавал хатха-йогу, каждый раз приходили новые группы, и им нужно было проводить одни и те же программы, каждый раз начиная с нуля. Первый, второй год это интересно, но вот уже четвёртый, пятый, десятый год… Но тут в вас начинаются некоторые внутренние изменения, которые развиваются в творчество: вы начинаете творить и уже не относитесь к старой работе как к рутине, а находите новые подходы, новую подачу старых тем и так далее. И тогда каждый урок становится для вас совершенно новым, вдохновляя и даря новые открытия. Когда вы этому научитесь, вас сменит кто-то другой, а вы переместитесь к другой планке, у вас откроются другие перспективы. Важно не уходить, не сворачивать с данного вам пути, а прожить и отработать на нём тот дар, который там заложен. Все препятствия, с которыми по судьбе мы встречаемся, на самом деле являются даром, нужно только обнаружить его и принять.
Поэтому работа преподавателя может развивать вас, а может, наоборот, препятствовать развитию. Для развития нужно просто понять законы, по которым эта работа и соответствующий ей эгрегор развиваются. Сообщество, в которое вы попадаете, всегда имеет свои законы. И если вы выполняете их правильно – вы развиваетесь, если нет – то упираетесь в препятствия.
Еще на эту тему:
"Йога: учитель и ученик", Андрей Лобанов (журнал "НОЙ - новое о йоге", №2)
Комментарии
подсажите, а есть ли в Вашей школе ограничения, для желающих заниматься? чтобы, перефразируя Вас, не упираться в препятствие...
Ограничений нет, разве что инвалидность, при которой человек не может двигаться, или органические психические заболевания.
Для тех, кто хочет заниматься профессионально и стать преподавателем йоги, традиционных систем оздоровления, йоготерапевтом, получив соответствующие документы, существуют определенные требования.
радует, что хотя бы психические заболевания - ограничение. было бы более правильно, включить в ограничения и онкологические заболевания. психические и онкологические заболевания - препятствие, из-за которого будет страдать не только учитель, но и ученики, занимающиеся в данной группе.
Люди, которые овладели методом йоги, способны восстанавливать себя из разных состояний. В моей многолетней практике было много случаев "чудесных исцелений" - в том числе онкология, травмы, несовместимые с жизнью, врожденная бронхиальная астма. Вот пару примеров людей, которые смогли использовать йогу в, казалось бы, безвыходных ситуациях: http://stoyankacheloveka.ru/video2.html
это все замечательно. но вот вопрос - такие "чудесные" выздоровевшие занимались изначально в общей группе? если да, то не завидую я тем, кто занимался с таким больным. поясню: на занятиях йогой, особенно, если на занятии практикуется медитация, происходит объединение всех членов группы (преподавателя тоже) в единое коллективное сознание. когда происходит такое объединение, люди напрямую начинают обмениваться своей энергетикой. поэтому подобные "чудесные выздоровления" в группах происходят за счет здоровья остальных членов группы. это не просто слова. это факт, который несложно увидеть. поэтому подобных больных необходимо изолировать от общей группы, например, за счет индивидуальных занятий. правда тогда преподаватель будет помогать таким больным только за счет своей жизненной силы. а это уже походит на целительство.
Существует всеобщий психоз, созданный средствами массовой информации об уникальной личной энергии, которую нужно всеми силами оберегать от посягательств, и это является формой развития эго-структур, которые на самом деле ограничивают развитие человека, его душевную и духовную энергию. Человек, который пытается сберечь что-то для себя, неминуемо теряет. А отдавая, он обретает новое качественное состояние своих душевных и духовных структур. Страх потерять свою энергию, занимаясь в группе с нездоровыми людьми, сама мысль только и лишает энергии и ограничивает его духовную реализацию. Правильно созданная атмосфера в группе создаёт необходимые условия для здоровых - совершенствовать их дух, а для больных - исцелиться за счет собственных усилий, которым помогает эта атмосфера. Эта атмосфера создается дружелюбием, добротой всех членов группы. Роль преподавателя в этом процессе велика.
Существуют специальные групповые методы перераспределения энергии в группе, которые построены на эмоциональных "накачках", в которых у кого-то проходит седина, а другой с инфарктом ложится в больницу.
Но это не относится к группам йоги, так как в них идет обучение тому, как самому восстанавливать здоровье за счет своих внутренних резервов, и на этом строить своё дальнейшее развитие.
ладно, такая наука как энергоинформатика вам явно мало, о чем говорит. но вот для примера (эксперимент известный, повторялся самостоятельно): берется три цветка, одинаковых. один - контрольный, регулярно поливается, стоит в тех же условиях, что и два других. два других тоже поливаются, стоят на одном подоконнике. но два других ежедневно на пять минут каждый по-отдельности уносятся в другую комнату. одному цветку - говорят ласковые слова, поют красивые песенки и т.д. другой - ругают, громко на него кричат и т.д. последний в скором времени погибает или по крайней мере выглядит хилым и слабым, обласканый - растет сильным и крепким, красивым. а контрольный - просто растет, обычный цветок. развитие обласканного цветка и контрольного различаются, не в пользу последнего. вот это самый простой пример эксперимента с энергоинформатикой (жаль наука слабо развивается в этом направлении).
еще пример из жизни: врачи, специализирующиеся на отдельных видах заболеваний, сами чаще всего от них страдают. особенно это касается вирусных заболеваний, хотя и остальные - не менее, просто все это мало отслеживается (причина - ниже). при том такие врачи могут сдавать анализы и результаты будут отрицательными. тем не менее они будут болеть, ослабленный иммунитет, как минимум. почему? потому что они ежедневно не по разу контактируют с носителями таких заболеваний. они от них могут не заражаться, но информацию вирусов, бактерий, любых таких заболеваний они будут получать, со временем они накопят столько информации болезни, что сами заболеют не являясь прямыми носителями этого заболевания (может именно поэтому наука и не развивается, кто потом захочет становиться врачом? лечить раковых больных? спидбольных? конечно никто)))
но в целом и общем, я другого ответа и не ожидала. и в этом плане, очень рада, что у вас не занимаюсь (не первый раз приходится подобное слышать, в одной школе преподаватель с гордостью рассказывал, как помогал ДЦП-больным на общих занятиях, как им становилось от этого легче - просто бред и ужас). не хотелось бы сталкиваться с онкобольными, тем более на занятии йогой. мне дорог мой иммунитет (у меня другого нет), мне дорого мое физическое тело и мое здоровье (пусть здесь прослеживается эгоизм, но запасных тел и здоровья у меня тоже не имеется). я дорожу ими, потому что в этом мире они - единственные инструменты с помощью которых я могу действовать, совершать те или иные поступки, активно жить и надеюсь долго. первый, о ком должен заботиться каждый человек - это он сам. если о себе не можешь позаботиться, одновременно брать ответственность за другого - просто преступление. это мое мнение.
здоровья вам!
И правда, хорошо, что вы не занимаетесь у Андрея Михайловича